Идеальный тип (СЗФ.ЭС, 2009)
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - одно из ключевых понятий социологии и теории познания М. Вебера. Представляет собой мыслительную конструкцию, воспроизводящую своеобразие и логически-каузальную структуру образования и развития объекта исследования. По своему эпистемологическому статусу идеальный тип является не нормативно предписанным способом организации представлений о предмете, а неизбежной для ученого формой восприятия и осмысления эмпирического материала. Взаимосвязи, присущие исследуемому под одним из углов зрения объекту, «усиливаются», абсолютизируются исследователем и доводятся до состояния внутренней логической непротиворечивости. Явление получает «культурный смысл» и, будучи осознано как индивидуальный, отдельный от других историко-логический феномен, может быть встроено в причинно-следственную цепь истории культуры. Поскольку любой исследователь исторически ограничен наличным состоянием знаний и относительностью собственных ценностей, с позиций которых он усматривает в культурных явлениях смысл, образование идеального типа неизбежно оказывается односторонним. Таким образом, усиление в выбранном направлении происходит за счет других перспектив концептуализации материала. Не будучи в состоянии полностью адекватно отразить исследуемую реальность, идеальный тип всегда остается методическим средством приближения к ней; каждое сопоставление эмпирических данных с их идеализированной, логически непротиворечивой моделью выявляет очередные недостатки и ограничения последней и, требуя уточнений, направляет дальнейшее исследование. Пример использования методологии идеальный тип дает веберовское исследование социального действия. М. Вебер отталкивается от наиболее простого и понятного для внешнего наблюдателя случая совпадения его представлений об объективно целерациональном поведении с субъективными представлениями действующего лица об адекватности своего поведения ситуации и собственным целям. Накладывая эту модель на эмпирический материал изучаемых социальных действий с целью понимания присущего им субъективного смысла, М. Вебер последовательно устанавливает типологию форм поведения, в которых рациональное соответствие целей и средств логически убывает, уступая место другим соотношениям. Образованные в результате идеального типа ценностно-рационального, традиционного и аффективного действия в свою очередь также остаются логическими абсолютизациями, сопоставление которых с конкретными социальными действиями ведет к прояснению индивидуальных исторических причин ограниченной рациональности того или иного явления.
М. Вебер проводил различие между социологическими идеальными типами, существенные характеристики которых независимы от конкретных исторических условий, и историческими (генетическими) идеальными типами. Он также предупреждал о необходимости отделять идеальный тип от других теоретических средств концептуализации материала - прежде всего от имеющих назывную и классификационную сущность определений и от претендующих на универсальное обобщение определенного класса явлений законов и статистических усреднений. Предметом идеально-типического генетического описания оказываются в первую очередь индивидуальные явления (хотя сам Вебер отмечал, что идеальный тип обычно состоит из родовых по своей природе понятийных элементов). Важно также различение идеального типа и «идеального» в нормативном смысле слова, поскольку для идеального типа характерно отвлечение от всех участвовавших в его образовании культурных оценок ради требования логической и рациональной когерентности.
Разработанное М. Вебером понятие идеального типа заняло одно из центральных мест в методологии гуманитарного знания 20 века. Характер его интерпретаций в последующих исследованиях варьируется от его понимания как средства построения теорий о культурно исторических индивидуациях до лишь частично контролируемого способа восприятия и систематизации эмпирических данных. Для методологической рефлексии над природой идеального типа характерно изучение его места в арсенале средств гуманитарного знания и анализ его логически-когнитивной структуры, сопровождающийся построением типологий идеального типа. В конкретных науках понятие идеального типа успешно функционирует как метафора методологического оправдания актуального несовершенства и приблизительности теоретических концепций в социально-гуманитарных науках и с этой точки зрения играет конструктивную гносеологическую роль.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 140-141.