Суфизм (Мчедлов, 1999)

Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе. Название происходит от араб. "суф" — шерсть. Дело в том, что аскеты-отшельники, мистики носили грубое шерстяное одеяние. Суфизм начал формироваться в середине 8 — начале 9 века. Для ранних суфиев был характерен культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений, строгое следование предписаниям Корана и сунны, многократные дополнительные молитвы и посты, отказ от сотрудничества со светскими властями, глубокие размышления над кораническими текстами и стремление вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. В их проповедях звучали мотивы бескорыстной любви к Аллаху, страстное желание сблизиться с ним. В 9 веке появляется ряд суфийских школ, разрабатывавших мистический "путь" к Богу, переходя который суфий очищается от "мирской скверны" и сближается с божеством. С 11 — 12 веков широкое распространение получает институт "учитель—ученик" (шейх, муршид — мюрид) с его системой религиозно-духовных упражнений и практики (уединение, посты, радения). В конце этого периода возникают суфийские братства (ордена), которые быстро распространяют свое влияние на мусульман в различных районах исламского мира. Учение суфизма требовало полного подчинения членов братств наставнику не только в религиозных вопросах, но и в светских. Это способствовало невиданному росту авторитета наставников в глазах мусульман, и крупнейшие суфийские учителя стали почитаться как "святые". К их могилам стали организовывать паломничество верующих. Сложился целый культ суфийских "святых". Суфийские мотивы нашли широкое отражение в произведениях многих выдающихся арабских, тюркских, но особенно персоязычных поэтов — Джалал-аддина Руми, Саади, Дехлеви, Хафиза, Джами, Ниязи и др. Из 12 так называемых материнских братств, давших многочисленные ответвления, наиболее распространенными стали кадирия и накшбандия. Члены последнего, возникшего в Средней Азии, сыграли важную роль в окончательном утверждении ислама в Центральной Азии и Восточном Туркестане. Братство кадирия, по своим воззрениям в основе своей суннитское, проповедовало отказ от всего мирского ради приближения к Богу, безграничное милосердие к ближним, смирение и полное подчинение муршиду. Отличается своим громким коллективным зикром — ритуалом громкого прославления Аллаха, совершаемым по особой формуле и сопровождаемым определенными телодвижениями. Для братства накшбандия характерны отказ от аскетизма, обязательность вступления в контакт с государственной властью в целях влияния на ее политику в интересах мусульманских масс, тихий зикр, т. е. прославление Аллаха сердцем.

Несмотря на то что для суфизма характерна проповедь смирения и терпения, он нередко становился знаменем борьбы угнетенных против угнетателей, а в 19—20 веках в ряде стран — идеологией национально- освободительных движений, носивших антиколониальной направленность. На территорию нынешней России суфизм стал проникать еще в 12 веке в Дагестан (позже — в другие районы Северного Кавказа), в Поволжье — в 18 веке. И если в Поволжье его влияние существенно ослабло еще в досоветские времена, то на территории Северного Кавказа (особенно среди чеченцев, ингушей и дагестанцев) оно сохранялось довольно прочно. Преследования царских властей и советского режима (особенно депортация чеченцев и ингушей в годы Великой Отечественной войны) способствовали усилению позиций суфизма. На Северном Кавказе в настоящее время функционируют братства накшбандия и кадирия, имеющие сотни мюридских общин. Проникновение в регион в последнее десятилетие ваххабитского (см. Ваххабизм) течения в исламе (через деятельность зарубежных миссионеров, особенно из Саудовской Аравии и возвращающихся с учебы в мусульманских странах молодых религиозных деятелей), выступающего за возвращение к первоначальному исламу, создает напряженную обстановку в жизни религиозных организаций. Ваххабиты решительно осуждают высокопочитаемый последователями суфизма культ святых, объявляя его проявлением многобожия, нарушающим основополагающий принцип ислама — последовательный монотеизм. Как недозволенное нововведение воспринимается ими и главный элемент суфийской практики — зикр. В свою очередь, члены мюридских общин рассматривают такую позицию ваххабитов как посягательство на традиционно исповедуемую ими "религию истины" — ислам. В ситуации, когда функционировавшее ранее Духовное управление мусульман Северного Кавказа, вносившее своей деятельностью элемент стабильности в религиозную жизнь мусульман, распалось, борьба между членами суфийских братств и ваххабитами имеет тенденцию к обострению (см. также Народов Северного Кавказа верования).

А. А. Нуруллаев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 503-505.

Понятие: