Я (Эго) (Лопухов, 2013)

Я (ЭГО) — фундаментальная категория философской концепции личности, выражающая осознанную самоотождествлённость человеческого индивида. Если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного явления, то в зрелых культурах феномен Я оформляется и приобретает опр. статус. Важнейшими вехами становления идеи и феномена Я в европейской культурной традиции явились: космологическая трактовка человека в античной культуре (человек, т. е. микрокосм, есть мера всех вещей по Протагору); персоналистическое понимание индивида в западном (католическом) христианстве; антропоцентризм культуры Ренессанса; антиавторитаризм идеологии Реформации (каждый сам для себя толкователь Священного писания, «Каждый сам для себя священник», по Лютеру); либеральный гуманизм ново-европейского Просвещения; личностный пафос романтизма; оформление буржуазного индивидуализма в рамках индустриально-рыночной модернизации. Заслуживает особенного внимания психоаналитическая теория, согласно которой Я (Эго) является наряду с Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго) одной из трёх психологических субстанций, обуславливающих динамику становления человеческой личности. Я — посредник между интимным внутренним миром (в том числе и миром инстинктов) и миром внешним, осуществляющим поведенческую регламентацию индивида, адаптируя его к внешней среде.

По мере развития индивида происходит его социализация, т. е. усвоение социальных стандартов жизни. Этому противодействует ОНО (средоточие примитивных инстинктов). Таким образом возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности, для становления подлинного Я. Человеку с сильным Я свойственны сл. характеристики: 1) он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; 2) его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование, распорядок, упорядоченный стиль жизни; 3) он способен выполнить принятые решения и без колебаний выбирать из имеющихся альтернатив наиболее оптимальные варианты; 4) в нем ярко выражено стремление к творческой деятельности и творческой свободе, сопрягаемой с чувством долга, ответственности и стыда за допущенные промахи и ошибки; 5) он не подчиняется слепо своим устремлениям и амбициям, но может направить их в общественно полезное русло; 6) он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического (природного и вещного) и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со слабым ЭГО более сходен с ребёнком (инфантилизм): его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистичных представлений о себе; он некритичен, догматичен в оценках действительности; подвержен сильному влиянию социальной среды; информационное давление часто становится для него причиной психических отклонений; он может страдать от невротических симптомов.

С точки зрения совр. психологии Я рассматривается как источник поведения и связующий центр личности в её человеческом, природном и вещном окружении. Во всё это Я может «врастать» и за счет этого расширять сферу своего воздействия, оставаясь в глубине себя, в своей основе неизменным, неповторимым феноменом, творящим свою судьбу. В рамках совр. философии (философии «развивающейся гармонии») оформляется концепция диалога и полилога, исходящая из того, что ни субъективизм, ни объективизм не оказались способны исчерпывающе осмыслить фундаментальные основы «личностного бытия», и стремящаяся отыскать эти основания в феномене всестороннего культурного общения и творческого взаимодействия, сотворчества и синергии индивидов и социумов.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 489-491.

Понятие: