Холодная война (КПС, 1988)
«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» - термин употреблялся после второй мировой войны для характеристики политики империалистических государств в отношении Советского Союза и др. социалистических стран. Политика «холодной войны» была продиктована интересами наиболее реакционных сил США и др. западных стран, ее элементы проявлялись в действиях правящих кругов США и Великобритании еще до завершения второй мировой войны. Открытым объявлением Западом «холодной войны» миру социализма явилась речь английского политического деятеля У. Черчилля в Фултоне (США) 5.III 1946 года, в которой, по существу, была изложена программа «холодной войны». В 1947 году он выступил также с проектом создания военного западноевропейского союза против СССР. «Холодная война» представляла собой попытку империалистических государств, и прежде всего США, повернуть ход исторического развития вспять, т. е. затормозить рост прогрессивного социально-экономического и политического развития народов, завоевавших свободу в борьбе против фашизма в годы второй мировой войны, замедлить, а если удастся, и остановить весь мировой революционный процесс. Для «холодной войны» характерны: угроза применения силы, стремление к диктату, экономическая блокада и проведение подрывной деятельности против социалистических государств, всемерное форсирование гонки вооружений и военных приготовлений, стремление использовать достижения науки и техники в военных целях, создание агрессивных блоков и союзов, раздувание антикоммунистической пропаганды, приобретающей характер «психологической войны». «Холодная война» и порожденные ею внешнеполитические концепции и доктрины - политика «с позиции силы», «отбрасывание коммунизма», «балансирование на грани войны» и др. - были продиктованы интересами наиболее реакционных монополистических кругов капиталистических стран. В результате политики «холодной войны» в течение длительного периода сохранялась международная напряженность, угроза возникновения новой мировой войны.
На основе коренных изменений в соотношении сил в мире происходит перестройка всей системы международных отношений. На рубеже 70-х годов ведущие политики и военные стратеги США признали наличие военного паритета вооруженных сил и вооружений США и СССР, стран Варшавского Договора и стран НАТО. Благодаря возросшей мощи СССР и др. социалистических стран, их последовательной миролюбивой политике, поддерживаемой трудящимися во всем мире, удалось добиться поворота от «холодной войны» к разрядке международной напряженности, к утверждению в практике отношений между государствами с различным общественным строем принципов мирного сосуществования. Однако в кон. 70-х гг. среди наиболее агрессивно настроенных кругов на Западе усилились откровенно воинственные призывы, направленные на то, чтобы отравить атмосферу мирных отношений между государствами, вновь вернуть мир ко временам «холодной войны». Такая политика снова привела к резкому росту международной напряженности, усилению гонки вооружений в странах НАТО, наращиванию их военного потенциала. США не скрывают своей цели - достичь военного превосходства, с тем чтобы безнаказанно диктовать свою волю др. народам и государствам. В этой обстановке государства - участники Варшавского Договора в Коммюнике заседания Комитета министров иностранных дел государств - участников Варшавского Договора, состоявшегося в Бухаресте 14-15.Х 1986 года, призвали США и др. страны НАТО «осознать всю серьезность нынешней ситуации в мире и конструктивно, с позиций реализма и ответственности подойти к предложениям Советского Союза, которые остаются главной темой советско-американского диалога... выразили решимость своих стран продолжать диалог, активную борьбу за прекращение гонки ядерных вооружений, за создание всеобъемлющей системы международной безопасности и мира».
Реализм в политике Советского Союза и США позволил сделать поворот от конфронтации к поиску областей и сфер сотрудничества, к наращиванию политического диалога, к переговорам и, наконец, к подписанию в декабре 1987 года в Вашингтоне Договора по РСМД (ратифицирован в мае 1988 года), открылись также перспективы для 50-процентного сокращения стратегических наступательных вооружений. Советская делегация на переговорах стремилась к тому, чтобы вопросы разоружения, ослабления ядерной угрозы, напряженности и конфронтации в мире, укрепления новых подходов в строительстве международных отношений были выдвинуты на первый план в ходе переговоров. Это удалось сделать, что знаменовало возможность поворота от гонки вооружений к разоружению, к новой, благоприятной обстановке в мире, в советско-американских отношениях, расширения их экономического, торгового, культурного, научного сотрудничества.
Положено доброе, конструктивное начало. Путь к нему был непростым - через Женеву, Рейкьявик, Вашингтон, Москву, интенсивный диалог руководителей СССР и США.
Необходимы дальнейшие реши-тельные и ответственные действия всех государств, больших и малых, независимо от их социального строя, чтобы положить конец гонке вооружений на Земле и предотвратить ее распространение в космосе, перейти к новым конкретным ме-рам по разоружению, к сокращению военных расходов, обеспечить всем народам надежную безопасность и мирные условия для их социально-экономического развития.
Краткий политический словарь. М., 1988, с. 451-452.