Вневероисповедная религиозность

ВНЕВЕРОИСПОВЕДНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ — вероучения, не связанные с привычными, традиционными религиями; одно из характерных явлений совр. духовной жизни мн. европейских стран, в т. ч. и России. Спектр этих мистических увлечений довольно широк. Не случайно они по-разному обозначаются в литературе: «эзотерическая культура», «новые религии», «внеконфессиональная (т. е. «вневероисповедная») религиозность», «неомистицизм». Исследователи еще в 60-х годах 20 веке столкнулись с весьма парадоксальным явлением: по данным социологических исследований, проводимых в т. ч. и в России, мн. люди, давно порвавшие с традиционными представлениями о боге, продолжали считать себя причастными к религии. Оказывается, можно покинуть традиционную церковь и остаться верующим. Среди населения совр. России возникло увлечение нетрадиционными культами. Религ. чувство определенной части людей устремилось в иное русло. Появились новые религ. кумиры, провозвестники, харизматические, т. е. обладающие особой божественной силой, лидеры. Они возвестили миру "новые истины", поведали о «мистических прозрениях». Так нетрадиционная религиозность превратилась в стойкий идеологический феномен. Религиоведы характеризовали ее как веру, к-рая, с одной стороны, одушевлена идеей бога, а с другой — никак не соотносится с традиционными церк. воззрениями Неокультомания — принципиально новый духовный феномен. Он выходит за рамки мировых религий, а порою даже за пределы религии вообще. Раскрывая социальные и культурные корни нового типа религиозности, исследователи отметили, что тяга к мистицизму неизменно возникает в кризисные эпохи. Так, Р. Низбег пишет о том, что совр. об-во, похоже, находится на пороге новой Реформации, которая пошатнет не только церковь, но и гос-во. Особую опасность он усматривает в мистических и фундаменталистских движениях институционального типа. По его мнению, ничто ныне не сдерживает разрушительной энергии масс, которая прежде обуздывалась традиционной церковью. Известный социолог С. Эйзенштадт полагает, что современный оккультизм возник как одно из негативных следствий технической модернизации. Он полагает, что огромные тяготы этого процесса вызывают иррациональные настроения, порождают неудержимую тягу к мистике.

Вневероисповедная религиозность существует во множестве разновидностей, из которых можно выделить четыре основных типа верований: нетрадиционные евангельские учения, вост. культы, оккультизм и сциентологические наукоподобные) воззрения. Нетрадиционные учения евангельского типа — это, по существу, упрощенные религии христианского толка. Неохристиане верят в то, что Иисус — мессия, т. е. посланник Бога, спаситель человечества. Однако в трактовке Христа они во многом отходят от традиции. Их Иисус предстает как более прозаическая, будничная фигура. Новые христиане создали ряд организаций, среди которых наиболее известны такие, как "Дети Бога", "Церковь Объединения". Во главе таких культовых объединений стоят харизматические вожди, которые, используя различные методы, рекрутируют приверженцев. Широкое распространение получили также вероучения, которые не связаны с европейской культурой, а представляют собой восточные, главным образом индийские, культы, пересаженные на европейскую почву. Среди них можно назвать "Миссию божественного света", "Международное общество сознания Кришны", "Общество трансцендентальной медитации" и др. Их лидеры утверждают, что именно Восток укажет Западу путь духовного преображения, ибо сложившаяся на Востоке культура духовно намного богаче западной, что именно на Востоке сложились мудрые религии, которые надлежит перенести на западную почву, чтобы оплодотворить духовно бесплодную землю Запада. В современном обществе получили распространение и специфические культы, которые трудно назвать собственно религиями, поскольку они тяготеют к мистике и магии, обращаясь к различного рода оккультным наукам. К ним относятся теософия и антропософия. Широкую популярность снискали так называемые сатанинские культы. Большое место в современной «вневероисповедной религиозности» занимают наукоподобные религии, например, сайентологическая церковь Хаббарда. Вневероисповедная религиозность — характерное явление религиозной жизни современной России.

П. С. Гуревич

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 61-63.