Социологическая мысль
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, социологическая мысль начинает формироваться в России в 1-м десятилетии XIX века в русле так называемой критической (скептической) школы в русской историографии (Н. С. Арцыбашев. М. Т. Каченовский, Полевой, П. М. Строев, И. Ф. Эверс). Так, Каченовский, опираясь на труды Г. 3. Байера н А. Тюрго, известные К. А. Сен-Симону и его ученикам, подчеркивает закономерность исторического процесса, отстаивая теорию трех стадий развития человечества. На формирование С. м. определенное воздействие оказали историософские идеи Чаадаева и славянофилов (Хомяков, Киреевский). В 40-х годах XIX века в русском обществе начинают активно дискутироваться идеи О. Конта. При неоднозначном отношении к позитивизму в московском кружке западников (Белинский. Герцен, Огарев, Боткин, Грановский) мн. из его членов испытали его влияние. Социологические воззрения Белинского в этот период содержат такие понятия, как цивилизация, прогресс, позитивный вывод (письма к Боткину).
Огарев, слушавший лекции Конта, выступает за создание положительной философии, которая выводит из реальных фактов общий закон их существования. В целом критически оценивая позитивизм, Герцен тем не менее связывал появление социологии (знаний о законах мира, человека и истории) с теорией Конта. Интенсивно разрабатываются тесно связанные с контизмом социологические идеи в среде петрашевцев (Герцен называл их последователями Конта). Биологизированную картину общества создает Майков; он усматривает задачу единой общественной науки в обнаружении силы, ведущей общество к порядку и прогрессу. Другой петрашевец, В. А. Милютин, детально обосновывает принципы эволюционного развития человечества, призывает «на поле фактов» создать «социальную науку». Дальнейшее формирование социологической мысли находит свое отражение в воззрениях революционных демократов 60-х годов (Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, Антонович, Писарев). Согласно антропологизму Чернышевского, крупнейшего представителя этого направления, общественные законы производны от частной деятельности индивидов, носителей всех атрибутов социальности. Поскольку поведение человека определяется его неизменной эгоистической природой, необходимо реформировать общественные отношения (прежде всего в сфере собственности), которые побудят ею, руководствуясь собственной выгодой, выполнять общественно полезные функции.
По Чернышевскому, принцип антропологизма придает социальному учению статус науки, способной дать практическую программу действий. Большое значение в становлении социологической мысли приобретает деятельность Антоновича и особенно Писарева по популяризации достижений естествознания XIX века и позитивистской социологии. Видя в теории Конта научный способ объяснения и построения «разумной социальной организации», Писарев предпринял самостоятельный социологический анализ человеческой истории и совр. ему общества. В 60-70-е годы в России завершается становление позитивизма, на многие годы ставшего основной теоретико-познавательной платформой русской социологии. Тем не менее и в этот период последняя отличается оригинальным синтезом идей, развитой критико-методологической функцией, интенсивным поиском своих путей в рамках новой общественной науки, что в итоге оказало заметное влияние на формирование западных научных школ. Русская социология «первого» позитивизма, для которой характерны вера в науку и социальный оптимизм, находит свое воплощение в сочинениях Кавелина, Троицкого, Вырубова, Грота, Де-Роберти. Объединявший первых ортодоксов позитивизма интерес к психологии рельефно проявляется во взглядах Троицкого (1-го председателя Московского психологического общества с 1885 г.). Отмечая роль микросреды в поведении человека, он отдает предпочтение психологической модели механизма «индивидуальных актов», изучению действий отдельно взятого человека. Грот, проделав определенную эволюцию от позитивизма к религиозной метафизике, понимает «социальное событие» как результат взаимодействия «активной стороны сознания», отражающейся в поведении человека, с «некой высшей волей», придающей событию «скрытый смысл и неявное значение».
В понимании одного из наиболее крупных социологов этой группы, Де-Роберти, социология предстает универсальной наукой, включающей историю науки и отдельных ее дисциплин (искусство, философия и т. д.), гносеологию, этику, эстетику, политику, юриспруденцию и т. д. Социальный организм рассматривается как система развивающегося духа, надорганическое явление, состоящее из психофизических отношений (низшая стадия, дающая зачатки «животной общественности») и психологических взаимодействий (высшая стадия - социальная жизнь). Под влиянием достижений естествознания возникает одно из первых направлений в русской социологии - натурализм (60-е годы). В сочинении Л. И. Мечникова получила развитие идея географического детерминизма, согласно которой закономерности исторического прогресса выводятся из взаимодействия общества и природы. Принцип географизма проникает и в русскую историографию (С. М. Соловьев, Ключевский), оригинально соединяющую социологию и историю. В геосоциологии Соловьева особое значение приобретает производственно-экономическая деятельность людей - фактор, опосредующий связь общества с природой, определяющий всю социальную структуру. Теория Ключевского усматривает в исторических законах продукт взаимодействия «трех основных исторических сил» - человеческой личности, общества и природы; географическая среда превращается в одну из исторических сил, создающих и направляющих общество.
Другая разновидность натурализма—органицизм складывается под воздействием развития биологических наук (Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Новиков, П. Г. Виноградов, А. С. Трачевский). Стронин отстаивал метод аналогии в изучении общества. Поскольку закономерности функционирования человеческого организма и общества как более сложной формы природы однородны, отмечал он, социология сходна с физиологией. Натуралистический редукционизм (сведение социальных закономерностей к природным) еще более резко выражен во взглядах Лилиенфельда (был президентом Международного социологического института), оказавшего воздействие на концепции западных органицистов. По Лилиенфельду, все окружающее человека (почва, климат) и созданное людьми есть межклеточное вещество, из которого состоят как биологические, так и социальные организмы. Отсюда следует вывод - социальное взаимодействие происходит по законам соединения клеток в каждом отдельном организме. Русская социология складывалась не только в процессе отделения ее от других научных дисциплин и тесного взаимодействия с ними, но и под влиянием явно выраженного социального запроса (общественный кризис конца 50 - начала 60-х годов XIX века), что определило появление одной из главных ее функций - социальной критики и прогностики. Наиболее характерной в этом отношении является социологическая мысль народничества. В ее рамках развивается социология анархизма (М. А. Бакунин, Кропоткин), сочетавшая в себе идею безвластия с индивидуалистическим и психобиологическим подходом: в начале XX века «классический период» русского анархизма сменяется, с одной стороны, преобладанием идей террора и экспроприации, с другой - крайним индиидуализмом.
В целом с позиции волюнтаризма рассматриваются проблемы общества, власти, прогресса в социологической концепции Ткачева, ставшей теоретической основой политической программы «Народной воли». Наиболее крупным в социологии народничества является субъективное направление (Лавров, Михайловский, Южаков, с середины 90-х годов XIX века - Чернов, М. Р. Гоц, Л. Э. Шишко), в русле которого общество рассматривается с точки зрения нравственного идеала, как продукт реализации идеально-нравственных установок. Возникшее в конце 60-х годов и выдвинувшее в качестве главной проблемы свободу выбора идеала без учета реальных возможностей, субъективное направление переходит позднее к анализу государства как средства влияния на историю (70-е годы), роли социальной психологии и экономического фактора в жизни общества (80-90-е годы). В рамках народнической социологии возникает психологическое направление (Воронцов, Каблиц), предметом изучения которого становится индивидуальная и отчасти социальная психология. В пореформенный период все большее значение приобретает социологическое исследование права и государства (Чичерин, Градовский, В. И. Сергеевич, Шершеневич, Муромцев, позднее - М. Н. Гернет, С. Гогель). Одним из основателей русской социологии права стал Чичерин, включивший в свой курс государственной науки наряду с философией и политикой социологию в качестве дисциплины, непосредственно изучающей общество (юридический союз).
Центральной проблемой в социологической концепции Градовского является изменение взаимоотношений общества и государства в ходе исторического процесса. Сергеевич обобщающее свойство социологии усматривает в том, что она изучает общество в связи с правом, политикой, нравственностью, религией, климатическими условиями. Шершеневич пытается соединить психосоциальные подходы с идеями социал-дарвинизма. По мнению теоретика социологического позитивизма Муромцева, поскольку правоведение анализирует социальную природу политико-правовых явлений, оно должно стать частью социологии. В последней трети XIX века начинают успешно применяться социологические подходы в статистике (А. Н. Чупров, Ю. Э. Янсон), в политэкономии (Н. Кохановский, Н. Маслов). Стремление преодолеть крайности биологического и психологического подходов в русской позитивистской социологии конца XIX века прослеживается в плюралистической теории Ковалевского. Свою задачу он видел в соединении положительных сторон существующих социологических течений, осуществлении взаимосвязи социологии с историей, этнографией, правоведением. Наибольшее внимание Ковалевский уделял многофакторной основе общества, закономерностям прогресса, происхождению социальных институтов (генетическая социология). Значительное развитие приобретает в этот период психологическое направление в русской социологической мысли. Элементы психологизма, встречающиеся во мн. направлениях русской общественной мысли, сменяются концептуально оформленными учениями (Кареев, Коркунов, Петражицкин). Предметом социологии Кареев считал соотношение индивидуального сознания и коллективной психологии (определяющий фактор при формировании концепции исторического прогресса и моделировании структуры общества).
Коркунов одним из первых анализировал психологические основы власти, свойства коллективной духовно-психической деятельности людей. Он полагал, что общество есть психическое единение людей, где государство и право становятся выражением психологической связи между индивидами. Петражицкий, оказавший влияние на западные социолого-правовые доктрины, предпринял попытку создать эмоциональную психологию, научную теорию о закономерностях поведения людей. Эмоции (моральные и правовые) лежат, по его мнению, в основе индивидуальной и коллективной деятельности, определяют нормативную структуру «народной психики», эволюционирующую от примитивных к сложным социальным формам. Он выступил за создание политики права (эмоциональной социологии), сознательно ведущей человечество к общему благу. В 1-й половине XX века психолого-правовую традицию Петражицкого в социологии продолжили его ученики (А. Н. Круглевский, К. Н. Соколов, П. И. Люблинский, Гурвич, Н. С. Тимашев). Позитивистская методология, господствовавшая на протяжении 2-й половины XIX века, на рубеже веков начинает испытывать глубокий кризис. Односторонний эволюционизм, детерминизм, биопсихический редукционизм, натуралистические и позитивистские модели общества оказываются не в состоянии охватить сложные процессы социальной действительности. Для неославянофильства был характерен отказ от идеи линейного прогрессивного развития общества. Понятие прогресса сменяется теорией «культурно-исторических типов», исторические культуры рассматриваются не как стадии общего развития, а в качестве самостоятельных духовных целостностей, подвергающихся циклическим изменениям (Данилевский). Формируется социологическая концепция «византизма», выводящая специфические, антиевропоцентристские законы русской цивилизации (К. Н. Леонтьев).
Стремление преодолеть ограниченность социологии классического позитивизма находит свое воплощение в воззрениях сторонников эмпириокритицизма Лесевича и Оболенского. Так, Оболенский, выступая против трех стадий Конта, считал основой всех процессов принцип единичного, который означат «атомизацию социального целого, плюралистическое выражение его первоосновы». Наибольшую оппозицию позитивистская социология встречает со стороны неокантианства, которое начиная с 90-х годов XIX века становится одним из ведущих направлений в общественной мысли России.
По мнению Лаппо-Данилевского, представителя академического неокантианства, социология как наука о духе имеет дело с особой психологической формой законосообразности, понимаемой как идеальная цель, определяющая эмпирические параметры общества. Развернутое обоснование неокантианского подхода в социологии представлено в учении Кистяковского, полагавшего, что телеологические элементы общества (нормы, ин-ты, культура), не подчиняющиеся законам причинности, есть высшее проявление и оформление социальной связи, «психологическое взаимодействие между индивидами». В этом смысле долженствование включает в себя необходимость, возвышается над ней. Поэтому социология, изучая «достоверное и необходимое в социальных явлениях», делает своим предметом должное. В нормативной концепции Новгородцева выдвигается тезис о том, что все основные социологические понятия (групповая дифференциация, статика, динамика и т. п.) соотносятся не с исторической действительностью, а лишь с сознанием субъекта. Логика социальной науки есть не объективный закон, а система абстрактных типологий нашей мысли. С позиций неокантианской методологии создает психосоциологическую теорию Хвостов. Социологическая мысль находит свое развитие в русле русского марксизма (Плеханов, Ленин, Бухарин), рассматривавшего об-во в контексте действия законов материалистической диалектики и исторического материализма. Ленин отмечал, что материалистическое понимание истории становится «синонимом общественной науки», впервые дает возможность создать научную социологию. Стремление внести неокантианские идеи в марксизм, устранив тем самым его политический радикализм, приводит к появлению социологии «легального марксизма» (П. Б. Струве, Булгаков, Бердяев, Туган-Барановский). В конце XIX - начале XX века в рамках русской религиозной философии складывается своеобразный синтез социологических и историософских воззрений - социософия (В. С. Соловьев, Бердяев, Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Карсавин, Франк).
В начале XX века, особенно начиная с 20-х годов, разрабатываются неопозитивистские социологические концепции, преимущественно в виде сциентистских конструкций человеческого поведения. Отказавшись от мн. теоретико-познавательных принципов раннего позитивизма, новое направление берет на вооружение методы наблюдения, объективного количественного анализа, функционального объяснения. Представители русской неопозитивистской социологии (А. С. Звоницкая, Тахтарев, Сорокин, Г. П. Зеленый, Гурвич, Н. С. Тимашев), испытав известное влияние амер. бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Росс, Э. Хейс, А. Смолл и др.), создали собственные самобытные теории. Согласно концепции Звоницкой, нельзя понять формирование личности в отрыве от социальной группы; наше «я» всегда есть «я» социальное, так как, мысля себя, мы вольно или невольно мыслим других. Поэтому она отрицала абстрактное противопоставление «я» и общества; они неразделимы, их единство имеет психологическое основание. Социологическая теория Тахтарева активно использовала численные измерения. Фундаментальное учение об «интегральной» социологии, ставящей своей целью изучение социокультурных феноменов в их связи и многообразии, разработал Сорокин, оказав значительное влияние на современную социологическую мысль. Большое значение приобрели его исследования в области социокультурной динамики, социальной мобильности и стратификации. Сорокин — сторонник интуитивного метода постижения социальной действительности, рассматриваемой в качестве сверх индивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной культуре. Проблемам истории социологии, методологическим основам социологического знания, социологии морали, права посвящены труды Гурвича (основная творческая деятельность проходила в эмиграции во Франции).
Предметом социологии выступают у него «целостные социальные явления», подвижная иерархия «глубинных уровней» (от эколого-демографической основы до «коллективных умонастроений и психических актов»), а в качестве метода применяется «качественная и дискретная типология». Являясь сторонником «диалектического гиперэмпиризма». Гурвич обосновал необходимость соединения негативной диалектики (отрицание стабильности в познавательных системах и действительности) с эмпиризмом. В социологии Тимашева (эмигрант, с 1936 года - в США) общество понимается как результат взаимопроникновения различных социокультурных систем (право, психика, интеллект). Он выступал за создание «чистой» социологии, способной изучать саму социальную реальность, а не ее логические образцы (теоретико-культурные стереотипы). К концу XIX века в России происходит организационное становление социологии как науки и учебной дисциплины, которая эпизодически преподавалась в качестве необязательного спецкурса в Москве (ун-т, Политехнический ин-т), Харькове и Варшаве. В 1901 году Ковалевский создает в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В 1908 году открывается частный Психоневрологический ин-т с первой социологической кафедрой (в разное время ее возглавляли Ковалевский, Де-Роберти, Сорокин, Тахтарев). В 1912 году при Историческом обществе Петербургского университета была открыта социологическая секция. Весной 1916 года состоялось учреждение Русского социологического общества им. М. М. Ковалевского (более 70 членов). После падения самодержавия образуются новые кафедры в Петроградском и Ярославском университетах, вводятся ученые степени по социологии, публикуются первые учебники. Многие гуманитарные учебные заведения объявляют себя социологическими (например, Социобиблиологический институт становится в 1919 году Социологическим институтом, где видные социологи читали свои курсы). В 1920 году в Петроградском ун-те основывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отд. во главе с Сорокиным.
В 20-30-е годы формируется советская школа социологии, методологической основой которой становится теория марксизма-ленинизма. Социологические исследования этого периода, проводившиеся в тесной связи с др. науками, касаются условий труда и быта (А. И. Тодорский, Е. О. Кабо, Вл. Зайцев и др.), структуры свободного времени работающих (С. Г. Струмилин, Л. Е. Минц, Я. В. Видревич и др.), брака и семьи (С. Я. Вольфсон), проблем социальной психологии (Бехтерев, Выготский), социальной медицины (И. А. Семашко, Б. Я. Смулевич и др.). Со 2-й половины 30-х годов обстановке жесткого идеологического диктата в сфере общественных наук социологическая мысль практически прекращает свое развитие. В 50-60-е годы происходит оживление социологических исследований как в области проблем исторического материализма, так и в на-правлении интеграции с др. общественными пауками. В 1958 году создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 году - Институт конкретных социальных исследований АН СССР (с 1972 г. - Ин-т социологических исследований, с 1988 г. — Ин-т социологии), а также образуется ряд др. исследовательских центров. С 1974 года издается журнал «Социологические исследования», с 1994 года - «Социологический журнал». Советская социологическая наука разрабатывала проблемы научно-технического воздействия на общество, труда, урбанизации, миграции населения, этнических взаимоотношений, общественного мнения, молодежи, образования; большое внимание уделялось методологии социологических исследований.
В. H. Жуков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 597-601.
Литература:
Ковалевский М. М. Социология: Теоретико-методологическое и историко-социологические работы. Спб., 2011; Бухарин И. И. Теория исторического материализма: Популярный учебник по истории социологии. М., 1921; Энгель Е. А. Очерки материалистической социологии. М.; Пг., 1923; Чагин Б. А Очерк истории социологической мысли в СССР. Л., 1971; Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX- начала XX века. Л . 1978; Шкуринив П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980; Советская социология. Т. 1-2. М., 1982.; Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983; Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной Россия. М., 1986; Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993; Российская социология. Спб., 1993; Кареев Н. И. Основы русской социологии. Спб., 1996; Сорокин П. А. О русской общественной мысли. Спб., 2000; Вехи российской социологии. 1950-2000-е годы. Спб., 2010; Голосенко И. А. Социологическая литература России 2-й пол. XIX - нач. XX в. Библиографический указатель. М., 1995; Развитие социологии в России (с момента зарождения до кон. XX в.) / Под ред. Е. И. Кукушкиной. М., 2004; Добренькое В И., Кравченко А. И., ГуптовД. А. Социологическое образование в России. М., 2009; Жуков В. Н. Философия и социология права: опыт плюрали-стического подхода. М., 2013; Sorokin Р Russian sociology in the twentieth century. N. Y , 1927. Hecker J. F. Russian sociology. N. Y., 1969; Vucinich A. Social Thought in Tsarist Russia. The Quest for a Jeneral Science of Society. 1861-1917. Chicago, 1976.