Икта
ИКТА (араб., букв. - надел) - термин, обозначавший условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Икта упоминается в арабских источниках при Омейядах с конца 7 века, но распространение получила в 8-10 веках при Аббасидах. В значении своеобразного бенефиция икта подробно описана законоведом 11 века аль-Маварди (Аль-ахкам ас-султанийа, изд. Enger, Бонн, 1853, с. 330-43). Аль-Маварди рассматривает пожалование земли (икта тамлик) и пожалование ренты (икта иджара), а также некоторые другие виды икта.
Икта тамлик представляла либо «мертвые земли» (араб. мават), данные кому-либо, под условием обработки их в течение 3 лет, с правом передачи по наследству, но с обязательством уплаты поземельной подати в казну, либо обработанные земли во вновь завоеванной стране, покинутые прежними владельцами и отданные в икту.
Икта иджара означала пожалование военным и гражданским чинам права взимать в свою пользу государственной подати - харадж (поземельная подать, от 15 до 40-50% урожая, представлявшая собой феодальную ренту), либо ушр (см. ашар), либо джизью с определенной земли, большой или малой (в зависимости от чина мукта - владельца икта), на время отправления должности (вместо жалованья) или пожизненно (вместо пенсии). Согласно Маварди, икта всех видов (кроме земель мават) не могла быть наследственной. Однако по мере развития феодализма практика все более расходилась с правовой теорией.
С 9 века икта стали называть также пожалование халифом области в наместничество эмиру, с правом взимания в свою пользу всех или части налогов. Пожалованная в икта рента, которая сначала взималась служащими податного ведомства и затем передавалась мукта, позднее стала взиматься непосредственно последними, и владение рентой на практике превращалось во владение землей. Благодаря распространению обычая наследственности должностей (в частности, и наместничеств), с 9 века икта на практике также превращалась в наследственную; в 10 веке такая практика в Иране и Средней Азии стала обычной (см., например, В. В. Бартольд, Туркестан..., ч. 2, СПБ, 1900, с. 249,264-65). Тогда же икта распространяется за счет других категорий феодального землевладения (см. Ибн аль-Балхи, Фарс-наме, изд. G. M. S., L., 1921, No 1, с. 171-72). В теории земли икта продолжали считаться государственными, но фактически превратились в условную феодальную частную собственность, типа лена. Основное различие между государственными землями и икта было в том, что государство выступало единственным собственником земли и непосредственным (через свой финансовый аппарат) эксплуататором крестьян, а на землях икта право взимания податей, следовательно эксплуатация крестьян, а затем и управление землями перешло к леннику - мукта. В империи Сельджуков (11-12 вв.) и в монгольской державе (13-14 вв.) фонд земель икта очень расширился; при Мелик-шахе было роздано тюркским военным чинам 46 тысяч икта; при Газан-хане И. были наделены все монголы, числившиеся в феодальном ополчении. Икта были очень различны по размерам, от целой области до одной деревни или части ее. Распространение икта было связано со складыванием феодальной иерархии. При Газан-хане икта и формально была признана наследственной. Владельцы икта в 10-14 веках в Иране, Средней Азии и Азербайджане пользовались правом налогового иммунитета, административно-судебный иммунитет появился в середине 14 века (см. Союргаль). Рост земель икта и сокращение фонда государственных земель - одна из причин ослабления центральной власти и торжества феодальной раздробленности.
На Аравийском полуострове никогда не было икта. В Сирии уже в 12 веке икта была фактически наследственной. В Египте икта получила развитие особенно при Айюбидах (1171-1250) и при мамлюкских султанах (1250-1517). К началу 15 века почти вся земля в Египте принадлежала султану и эмирам; центральная власть, стремясь избежать появления сильных вассалов, отдавала в икта эмирам не сплошные земельные массивы, а дробные наделы в разных местах. Сидевшие на землях икта крестьяне были прикреплены к земле, и их зависимость от мукта была настолько полной, что, по словам Макризи (15 в.), они отличались от рабов только тем, что не могли быть проданы, но не могли быть и освобождены. Икта в Египте сохранялась до начала 19 века. Икта как форма условного феодального владения была известна в Делийском султанате. В империи Великих Моголов известна под названием Джагир. Об икта в Османской империи см. статьи Зеамет и Тимар.
И. П. Петрушевский. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
Источники:
Abou Yousol Ya'qoub, Le livre de l'impôt foncier. Trad. et ann. par E. Fagnan, P., 1921.
Литература:
Якубовский А., Феод. общество Ср. Азии и его торговля с Вост. Европой в X-XV вв., в сб.: Мат-лы по истории Узб., Тадж. и Туркм. ССР, ч. 1, Л., 1932, с. 25-27; его же, Ирак на грани VIII-IX вв., в кн.: Тр. первой сессии арабистов 14-17 июня 1935, М.-Л., 1937; Али-заде А., Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956, с, 169-185; Певзнер С. Б., Икта в Египте в кон. XIV-XV вв., в сб.: Памяти акад. И. Ю. Крачковского, Л., 1958; Петрушевский И. П., Земледелие и агр. отношения в Иране XIII-XIV вв., М.-Л., 1960, с. 256-74; Tischendorf P. A. von, Das Lehnswesen in den moslemischen Staaten, Lpz., 1872; Berchem M., La propriété territoriale et l'impôt foncier, Gen., 1886; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Roliak A. H., Feudalism in Egypt, Syria, Palestine and the Lebanon. 1250-1900, L., 1939; Becker C. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt, (Islamstudien), Bd 1, Lpz., 1924, S. 234-47; Løkkegaard Fr., Islamic taxation in the classic period, Copenhagen, 1950; Cahen Cl., L'évolution de l'iqta du IX au XIII siècle, "Annales (Economies, Sociales, Civilisations)", t. 8, No 1, P., 1953; Lambton A. K. S., Landlord and peasant in Persia, L.-N. Y.-Toronto, 1953, p. 53-76; Spuler B., Die Mongolen in Iran, 2 Aufl., В., 1955.