Марксистская философия в СССР
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СССР. Уже в первые годы существования Советского государства марксистская философия получила широкое распространение. В 1922 году был основан первый марксистский философский журнал — «Под знаменем марксизма» (выходил до 1944 года; с 1947 года выходит журнал «Вопросы философии»), В 3-м номере журнала опубликована статья Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой формулировались задачи, стоящие перед философской наукой, и которая оказала большое влияние на всю последующую деятельность советских философов. В эти годы происходило формирование новых философских кадров, тесно связанных с компартией, борьбой за социалистическое переустройство общества. Разрабатывались философские вопросы социалистического строительства, с позиций марксизма переосмысливалась история философии, велась борьба за переход ученых-естествоиспытателей, интеллигенции на позиции диалектического материализма. Опубликованные впервые произв. Энгельса «Диалектика природы» (1925) и работа Ленина «Философские тетради» (1929) дали толчок к углубленному исследованию проблем диалектического материализма. Сворачивание творческих философских исследований началось с 30-х годов, после организованных Сталиным выступлений против так называемых «меньшевиствующих идеалистов» (А. Деборин, Н. Карев и др.). Особенно тяжелая атмосфера в советской философской науке возникла после публикации работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938), которая была объявлена «вершиной» марксистской философии. Тяжелый урон марксистской философии в СССР нанесла философская дискуссия 1947 года, выступление на ней А. А. Жданова, которое давало неверные ориентиры исследованиям по теории и истории философии. В период культа личности Сталина многие советские философы (И. Луппол, В. Сережников, Я. Стэн, Д. Гачев и др.) были репрессированы.
Однако даже в это время жили и действовали ученые, сумевшие в тяжелых условиях осуществлять позитивную работу, в частности, в области философских проблем естествознания (Б. М. Кедров и др.) и истории философии (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев). Осуждение на XX съезде КПСС культа личности положило начало новому этапу в развитии советской философской науки. Он характеризуется значительным расширением тематики исследований и углублением подхода к актуальным вопросам философской науки. Были созданы научные труды, преодолевавшие черты догматизма, а также издания справочного и энциклопедического характера («Философская энциклопедия»). Результаты, достигнутые нашей философской наукой, показали возросшую роль марксистско-ленинской философии в осуществлении задач, поставленных развитием социальной практики и научного познания.
Работа философских учреждений страны (институты философии АН СССР и АН союзных республик, философское общество СССР, философские кафедры крупнейших вузов страны) охватила важнейшие направления развития совр. философского знания. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки (работы Э. В. Ильенкова, М. М. Розенталя, П. В. Копнина и др.). Значительные результаты были достигнуты в исследовании философских вопросов естествознания. В работах советских философов (М. Э. Омельяновского, И. В. Кузнецова и др.) и естествоиспытателей (П. К. Анохина, Б. Л. Астаурова, Д. К. Беляева, А. И. Берга, П. Л. Капицы, Н. Н. Семенова, В. А. Фока, В. А. Энгельгардта и др.) было дано диалектико-материалистическое осмысление новейших открытий в физике, космологии, биологии, кибернетике и других конкретных науках. Плодотворно разрабатывались философские вопросы психологической науки (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Был воссоздан завещанный Лениным союз философов-марксистов и естествоиспытателей. В области исторического материализма исследовались вопросы теории исторического процесса, общественно-экономической формации, теории культуры. Развернулись исследования научно- технической революции и ее социальных последствий. Новое развитие получило изучение историко-философских проблем (А. С. Богомолов, Т. И. Ойзерман и др.). Началась разработка проблем этики (А. Ф. Шишкин, О. Г. Дробницкий и др.), эстетики (М. Ф. Овсянников, М. А. Лифшиц и др.). В 70-е и первой половине 80-х гг. в связи с усилением застойных явлений в советском обществе развитие ряда областей марксистской философии в СССР серьезно замедлилось. Правда, даже в эти годы продолжалась творческая разработка некоторых исследовательских направлений, в частности глобальных проблем, проблем человека, вопросов теории и методологии научного познания, истории философии. Новый этап в развитии марксистской философии в СССР связан с включением философских исследований в процессы перестройки всех сторон жизни нашего общества. На первый план перед советскими философами выдвигаются задачи разработки социально-философской проблематики, философских аспектов теории совр. социализма, комплексного изучения человека, гуманизации научного и технического прогресса, глобальных проблем цивилизации. В современных условиях усиливается синтезирующая, интегрирующая роль марксистско-ленинской философии, края объединяет усилия представителей общественных, естественных и технических наук для комплексного решения актуальных проблем. Значительно интенсифицируются историко-философские исследования, в особенности — проблем истории русской философии конца 19 — начала 20 века.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 243-244.