Культурная история

КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ - направление современной исторической науки; предмет культурной истории - история социокультурных форм, процессов и коммуникаций, культурных значений, коллективных представлений и символов, различных стилей мышления. Культурная история появилась в конце XIX века в неклассической модели исторической науки. Большую популярность приобрела во второй половине XX века под влиянием работ К. Гиртца, В. Тернера. М. Фуко, Ж. Деррида и деконструктивистов, получив название «новая культурная история». Историки стали уделять пристальное внимание значению/ смыслу, признавая, что язык выражает значения, которые определяются не только семиотическим контекстом, но также коллективными и ценностно нагруженными предположениями о людях, которые и составляют общество (J. М. Smith).

В последней четверти XX века новая культурная история стала доказывать свою самостоятельность и выступать в виде автономного проблемного поля профессионального исторического знания. Значительная роль в формировании новой культурной истории принадлежала историкам-женщинам, участницам феминистского движения. В многочисленных конкретно-исторических исследованиях 1970-1980-х годах по проблемам народной культуры, коллективных представлений и общественных движений Нового и Новейшего времени феминистки разрабатывали «женскую» и, позже, «тендерную» тематику, которая заметно изменяла предметную область не только социальной истории, но и историографии в целом.

Институционально новая культурная история выражала себя менее определенно, чем другие проблемные поля актуального исторического знания. В основном ее изучение и преподавание осуществлялось в рамках тех департаментов, факультетов и центров университетов и институтов, которые обеспечивали базу новой социальной истории. В процессе становления новая культурная история усваивала подходы из социальной и культурной антропологии, исторической психологии, психоанализа, социолингвистики, семиотики, информатики. Исследователи, работавшие в этой области, назвали общий подход

к изучению прошлого «культурным» и междисциплинарным. Новая культурная история открыто выказывала свою приверженность методологической и концептуальной эклектике. В нее активно вводились новые понятия и переиначивались понятия, которые она заимствовала из других дисциплин.

История представлялась культурными историками как нелинейный процесс. Тем самым они стремились к преодолению сциентизма, телеологии и экономического детерминизма. Вместе с тем, для этого направления оставался приоритетным постулат объективистской историографии - изучать историю такой, какой она была, хотя эта мысль выражалась в обновленном виде как «диалог историка с источником». Новая культурная история оставалась социальной: в содержании ее базовой категории «общество» была запечатлена идея целого, доминировавшая над принципом стратификации.

Особый резонанс новая культурная история получила в Соединенных Штатах, где она привлекла близких к «новому историзму» историков литературы, историков искусства и науки, а также «простых» или «обычных», историков. Тем не менее, это движение имеет интернациональный характер. Во Франции выражение «культурная история» («histoire culturelle») не сразу вошло в язык: там у него были такие соперники, как история ментальностей и «история социального воображаемого», однако сегодня Роже Шартье и его коллеги говорят о себе именно как о культурных историках. Труд Р. Шартье «Культурные истоки французской революции» (1990) был написан как ответ на классический опус Даниэля Морне «Интеллектуальные истоки Французской революции» (1933), что подразумевает противопоставление широкой культурной истории более узкой интеллектуальной истории. В Германии и Нидерландах новая культурная история вписалась в традицию Я. Буркхардта и И. Хейзинги, дав заметный уклон в так называемую историю повседневности. В Британии, несмотря на то что Институт Варбурга работал в Лондоне с 1930-х годах, культурная история по-прежнему оставалась новинкой. Как отметил в 1989 году Кит Томас: «В Соединенном Королевстве такого предмета нет, так же как, по сути, не существует профессорских или преподавательских вакансий по чтению курсов культурной истории, кафедр культурной истории, тематических журналов или конференций». Хотя ситуация меняется, у последнего поколения британских ученых в большем почете скорее cultural studies, нежели культурная история (П. Берк).

С. И. Маловичко

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 240-242.

Литература:

Берк П. Историческая антропология и новая культурная история // НЛО. 2005. № 75; Thompson Е.P. The Moral Economy of the English Crowd in the Eighteenth century // Past & Present. 1971. Vol. 50. P. 76-136; Scott J. W. Gender and the Politics of History. N.Y., 1988; ScribnerR. W. For the Sake of Simple Folk: Popular Propaganda for the German Reformation. L., 1981; Smith J. M. No More Language Games: Words, Beliefs, and the Culture of Early Modern France II American Historical Review. 1997. Vol. 102. №5; Soergel Ph. M. Wondrous in his Saints: Counter-Reformation Propaganda in Bavaria. Berkeley, CA, 1993.