Марбургская школа (Фролов, 1991)

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — одно из направлений неокантианства. Главными представителями этого направления были Коген, П. Наторп, Кассирер, Р. Штаммлер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению Марбургской школы, философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, философы Марбургской школы стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология Марбургской школы неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Главный из этих принципов считался так называемый принцип долженствования, который был распространен представителями Марбургской школы и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители Марбургской школы рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый «этический идеал». Представители Марбургской школы призывали «дополнить» марксизм кантианством. Социологические идеи Марбургской школы оказали влияние на «легальный марксизм» в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала (Бернштейн, Каутский, М. Адлер и др.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 239.