Шиизм (СИЭ, 1976)
ШИИЗМ (от араб. ши'а - группа приверженцев, партия) - одна из двух главных ветвей в исламе (вторая - суннизм). Зародился в 7 веке в Халифате при халифе Османе (644-656) в обстановке острой политической борьбы. Сначала шиизм был только политической партией, которая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за политическую власть, шиизм к середине 8 века сложился в особое течение в исламе. Общим догматом шиизма было признание исключительного права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульманском мире и непризнание Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов (см. Омейяды, Аббасиды). На почве споров о числе имамов и личности последнего из них шиизм в 7-9 века раскололся на несколько сект: кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.
Кайсаниты, вероятно, произошли от Кайсана Абу Амра или другого Кайсана - активных участников восстания в Куфе в 685-687 годы против омейядского халифа Абд-аль-Малика (685-705), считали четвертым имамом брата Хусейна - Мухаммеда ибн аль-Хана-фийю (сына Али от рабыни). Секта кайсанитов исчезла в 11 веке. Зейдиты (по имени внука Али - Зейда, которого они считают пятым имамом) выступали сторонниками создания теократического государства во главе с имамом, избранным из Алидов. Восстания зейдитов (в Ираке - 739/740 и 814/815, в Хиджазе - 762/763 и 786) поддерживались народными массами. Государства зейдитов были в Марокко (Идрисиды), в Йемене (10 век – 1962 год), в Гиляне и Табаристане (864-928). Имамиты (иначе - иснаашариты, букв, "дюжинники", или "двенадцатиричники") признавали 12 имамов: Али, Хасана, Хусейна, Зейн аль-Абидина Али, Мухаммеда аль-Бакира, Джафара ас-Садика, Мусу аль-Казима, Али ар-Ризу, Мухаммеда Джавада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммеда аль-Махди, который, по преданию, будучи ребенком, исчез без вести между 874 и 878 годами (существование этого мальчика-имама вызывает сомнение) и которого имамиты считают "скрытым имамом". Имамиты верят в возвращение этого двенадцатого имама, который должен якобы установить на земле царство справедливости. В средние века эта часть учения имамитов находила горячий отклик среди угнетенного крестьянства Ирана, Сирии, Малой Азии, Йемена. Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в 13 -15 века (сербедары, сеидов движение и др.). В середине 8 века от имамитов отделились исмаилиты. Некоторые шиитские секты именовали их "крайними" (гулат, от араб. гали - выходить из пределов, преувеличивать) за отход не только от ортодоксального ислама, но и от умеренного шиизма. Исмаилитам свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествленного имама Али, вера в переселение душ, разделение верующих на посвященных и непосвященных, своя обрядность. Некоторые гулат участвовали в антифеодальных движениях 14-15 веков (хуруфиты, последователи Мушаша).
В обрядовой практике и в праве шиизм, за исключением исмаилизма и близких ему течений, немногим отличается от суннизма. Шииты признают сунну с некоторыми изменениями (они отрицают те хадисы, которые восходят к противникам первого имама Али). В то же время шииты признают право Алидов на часть милостыни. Кроме Мекки и Медины они, в отличие от суннитов, совершают паломничество и в Кербелу, Неджеф, Казимейн, а имамиты также в Самарру, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Шииты не считают официальную редакцию Корана безупречной, в отличие от суннитских хадисов они имеют свои предания - ахбар; они восприняли учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают непогрешимость имамов, передаваемую от одного имама к другому; большинство шиитов допускает необходимость иджтихада - личного мнения, складывающегося у ученых - муджтахидов при обсуждении мусульманских законов, "благоразумное скрывание" (такыйя или китман) - притворное отречение от своих религиозных убеждений в условиях опасности; право имамитов признает законным временный брак.
В результате многовековых преследований в шиизма сложился культ мученичества и святых мучеников.
Шиизм исповедуют (в различных формах) в Иране (государственная религия), Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане).
И. П. Петрушевский. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.
Литература:
Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишеской теософии, т. 1-3, М., 1909-17; Смирнов К., Персы. Очерк религий Персии, Тифлис, 1916; Беляев Е. А., Мусульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (лит.); Али АсгарХикмет, Нох Гуфтар дар Тарихе-адйан (Девять лекций по истории религии), т. 1-2, Шираз, 1960/61; Ballie N. В., A digest of Moohummadan law, t. 2, Lahore, 1965; Goldziher J., Beiträge zur Literaturgeschichte der Shi'a..., W., 1874; Wellhausen J., Die religiös-politischen Oppositionsparteien in alten Islam, В., 1901; Canon Sell, Ithna Ashariya or the twelwe Imams, Madras, 1923; Donaldson D. M., The Shi'ite religion, L., 1933; Sadighi G., Les mouvements religieux iraniennes, P., 1938; Hollister J. N., The Shi'a of India, L., 1953.