Апарантакаппики
АПАРАНТАКАППИКИ (пали apparantakappika – рассуждающие о будущем, эсхатологисты) – в буддийских палийских текстах обозначение шраманов и брахманов, строивших концепции, в отличие от пуббантакаппиков, не о том, что есть, но о том, что будет и должно быть (Дигха-никая I. 30–38). Среди рассуждающих о будущей судьбе индивида буддисты различают прежде всего тех, кто придерживается учения о его бессмертии, и тех материалистов, которые настаивают на его смертности. Среди первых различаются 16 позиций придерживающихся мнения о том, что Атман существует после распада тела в сознательном и «безболезненном состоянии», по тетралеммной раскладке: 4 позиции в связи с его «оформленностью» (что он наделен формой, что не наделен, и то, и другое и ни то, ни другое), 4 – в связи с его «размерами» (что он конечен, бесконечен, и то, и другое и ни то, ни другое), 4 – в связи с самим его ведением (что он осознает единство всех вещей, множественность, ограниченное, безграничное), 4 – в связи с его состоянием (что он счастлив, несчастлив, и то, и другое и ни то, ни другое). Им противостоят 8 «тетралеммных» позиций тех, кто считает, что Атман существует посмертно в бессознательном состоянии (по 4 в связи с его «оформленностью» и «размерами» – см. выше). Обоим группам оппонируют те, кто считает, что Атман после смерти ни сознателен, ни бессознателен, рассуждающие в тех же 8 «тетралеммных» позициях. Те, кто учат о полном разрушении Атмана после смерти, представлены в 7 позициях, строящихся·, однако, не по «тетралеммному, но по иерархическому принципу. Одни считают разрушающимся только тело, другие – еще и душу, третьи – также и ум, остальные – также и «продвинутые» состояния сознания (соответствующие высшим ступеням медитации в созерцании пространства, сознания, «ничто» и отсутствия сознания и не-сознания). Наконец, к апарантакаппикам относятся и те, кто считают возможным достижение блаженного состояния (nibbāna) в этой жизни. Они представлены в 5 позициях: первые связывают это блаженство лишь с чувственными удовольствиями, другие – с четырьмя основными ступенями медитации: 1) сопровождаемой «энергичным мышлением и обдумыванием, порождаемая различением и сопровождаемая удовольствием и радостью; 2) приносящей внутренний мир и «собирание ума» без размышления и обдумывания; 3) результирующей в равнодушии, собранности и счастье; 4) лишенной как радости, так и страдания и выражающейся в очищении ума через бесстрастие и собранность.
Предложенная раскладка позиций апарантакаппиков обнаруживает явные признаки схематичности. Так, число 44 имеет очевидные нумерологические оттенки: «тетралеммные» позиции призваны исчерпать все логические возможности решения проблемы и вряд ли, несмотря на популярность чатушкотики, были представлены отдельными течениями в указанном буддистами виде, а предложенная иерархия уровней разрушаемости Атмана (она соответствует классической иерархии медитаций) вряд ли была освоена гораздо более просто мыслившими материалистами. Однако сама эсхатологическая и сотериологическая проблематика апарантакаппиков совершенно реалистична, как и то, что их разномыслия в связи с посмертной судьбой индивида составляли очень значительный предмет дискуссии первых философов Индии.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 144-145.