Социология религии (Мчедлов, 1999)
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания, изучающая религию и имеющая междисциплинарный статус. С одной стороны, она является проблемной областью социологии, в рамках которой выступает в качестве прикладной, с другой — представляет собой раздел религиоведения, наряду с философией, психологией, феноменологией, историей религии. Как научная дисциплина социология религии начинает формироваться с середины 19 века, хотя знания о социальных сторонах религии накапливались в течение веков. В качестве источников социологии религии послужили идеи английских деистов 17—18 веков, французских энциклопедистов 18 века, но в особенности анализ религии в сочинениях И. Канта, Г. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Л. Фейербаха, Ф. Энгельса, Д. Юма. Основателями социологии религии являются немецкий социолог, историк, философ М. Вебер, французский социолог, философ Э. Дюркгейм, немецкий философ, социолог Г. Зиммель, немецкий теолог и философ Э. Трельч.
Различают конфессиональную и светскую социологию религии, которые исходят из разных мировоззренческих предпосылок. Конфессиональная социология религии "смотрит" на религию как бы "изнутри" данного религиозного направления или конфессии; светская — дистанцирует себя от какой бы то ни было религии, хотя имеет те или иные методологические предпосылки. В социологии религии имеется ряд направлений: "понимающая социология" социального действия, компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, "формальная социология", "интегральная социология", социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории, эмпирически-дескриптивное направление.
Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием.
В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений; 4) методика конкретно-социологических исследований в области религии.
В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-исторический анализ архивных материалов, различных документов, опросы (интервью, анкетирование и т. д.), наблюдение, группировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и пр.
В России под влиянием социологии, развивающейся на Западе, в конце 19 — начале 20 веков обнаружился интерес к ряду проблем социологии религии. Неконфессиональные решение этих проблем представлено в работах П. А. Лаврова, В. И. Ленина, А. В. Луначарского, Н. К. Михайловского, Г. В. Плеханова и др. В конфессиональном ключе вопросы о "задачах социологии в отношении религии" одним из первых поставил профессор Московской Духовной академии А. Н. Введенский. Взаимоотношение религии и общества стало активно обсуждаться в рамках экклезиологии через призму проблем: с одной стороны, "общество — церковь — личность", с другой — "церковь — государство". О переживаниях и поведении религиозной личности, трансформации религиозного сознания, о путях совершенствования церковной структуры и ряд других идей высказывали В. С. Соловьев, М. М. Тареев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Приходы, епархии, Синод вели скрупулезный учет православных общин, священнослужителей, прихожан, а также собирали сведения о старообрядчестве и сектантстве.
В 1905—1918 годы Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел издавал "Статистический ежегодник России", включавший и таблицу распределения населения по вероисповеданиям. В 20—30-е годы был проведен ряд опросов различных категорий граждан об их отношении к религии, осуществлялся документальный и статистический анализ состояния религиозности по регионам страны. После двадцатилетней паузы в 60-х годах возобновилась практика социологических исследований; в 60—70-е годы эти исследования интенсивно проводились коллективами Института философии АН СССР, Московского, Ленинградского, Свердловского ун-тов. Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и его филиалов в Киеве, Ташкенте и Вильнюсе, опорными пунктами в Воронежской, Пензенской, Орловской, Пермской областях, в Татарстане, Чувашии и других регионах. В 80—90-е годы отношение к религии выявляли методом опроса Всероссийский центр по изучению общественного мнения. Социологический центр Российского научного фонда, Институт социально-политических исследований РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Проводятся и локальные исследования — в Москве, Санкт-Петербурге, в Пермской и других областях.
И. Н. Яблоков
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 486-488.