Цельность духа

ЦЕЛЬНОСТЬ ДУХА - понятие философии славянофилов, соотносимое также с понятиями «зрячий разум» и «верующее мышление». Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, поиск «того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума» (Киреевский). В концепции цельности духа Киреевского традиционный для теории познания вопрос о соотношении веры и разума рассматривается в контексте христианской трактовки предназначения человека. Глубина познания зависит от нравственной чистоты человека и волевого стремления организовать свое «я», т. е. превратить хаос чувств в стройное единство. «Человек - это его вера», - утверждал Киреевский, и соответственно «главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желаемое, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости» (Полн. собр. Соч. Т. I С. 275). Именно благодаря согласованности веры и разума возможен «зрячий разум», т. е. познание сущностей недоступное отвлеченному, ограниченному логическому мышлению, имеющему дело только с ограниченными понятиями, помогающему упорядочить мир, но лишенному морального смысла, и поэтому его можно употребить как на пользу, так и во вред человеку. Критикуя философию Гегеля, Киреевский отмечал, что, «раздробив цельность духа на части и отделенному логическому мышлению предоставив высшее создание истины, человек в глубине своего самосознания оторвался от всякой связи с действительностью...» (Там же. С. 245). Он предлагал другую точку отсчета в истолковании познания: вхождение в этот процесс всем существом, а не только разумом. Приобщение к реальности есть функция не мышления, а личности в целом (см. Целостная личность), но такое приобщение дано только верующему мышлению. Между тем рассудочно-логическое мышление Киреевский рассматривал как отпавшее от цельности в результате грехопадения. В подготовительных материалах к курсу философии, найденных в его архиве и названных издателями «Отрывки», главное внимание уделено теме восстановления утраченной личности, теме евангельской любви, объединяющей и спасающей. В «Отрывках» содержатся мысли, указывающие на родственность концепции цельности духа и соборности: «Каждая нравственная победе одной христианской души есть уже духовное торжество всего христианского мира, каждая сила духовная, создававшаяся внутри одного человека, невидимо влечет себя и подвигает силы всего нравственного мира» (Там же. С. 277-278). В работе «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» немало страниц посвящено описанию психологического портрета среднего европейца, который утерял цельность. При этом Киреевский употребил понятие «внутренний человек» и «внешний человек». Внутренний человек - это совокупность способностей человека, находящихся в гармонии: способность любви к Богу и помощи ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. По Киреевскому, он является продуктом рационализма и индивидуализма европейского просвещения. «В одном углу его сердца живет чувство религиозное... в другом - отдельно - силы разума и усилия житейских занятий; в-третьем - стремления к чувственным утехам; в-четвертом - нравственно-семейное чувство; в-пятом — стремление к личной корысти; в-шестом — стремление к наслаждениям изящно-искусственным» (Там же. С. 210). Среднего европейца Киреевский описывал как человека вечно суетного, театрального, жизнь которого лишена внутреннего смысла, ему чуждо «то равновесие внутренней жизни, которое отличает даже самые наружные движения человека, воспитагшого в обычных преданиях православного мира» (Избр. статьи. С. 201). Учение Киреевского о цельности духа занимает особое место в славянофильской философии. Это своеобразный практический идеализм, цель которого - утвердить философское (или жизнестроительное) учение, служащее делу воспитания человека. 

Т. И. Благова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 753-754.

Литература:

Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М.. 1911; Он же. Избр. статьи М.. 1984, Хомяков А. С. По поводу «Отрывков», найденных в бумагах И. В. Киреевского // Полн. собр. Соч.: В 8 т., 1900. Т. I: Гершензон М. О. Исторические записки о русском обществе. М., 1910; Лушников А. Г. И. В. Киреевский Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения Казань, 1918.

Понятие: