Досократики (Кузнецов)
ДОСОКРАТИКИ — условный термин для обозначения группы ранних греческих философов и их ближайших последователей, не затронутых влиянием сократической традиции, хотя бы и живших после смерти Сократа. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит из Эфеса, Пифагор, Парменид и испытавшие его влияние Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Досократиков объединяет стремление объяснить все многообразие живого, чувственно воспринимаемого космоса из единого начала, в качестве какового выступают то при-родные стихии (вода, воздух, огонь), то умопостигаемые первоначала (апейрон, числа, атомы). Утверждение о существовании единой, беспредельной, неизменной и всеобъемлющей первоосновы (архе) порождает самый фундаментальный для всей досократической традиции вопрос: как согласовать неизменяемость первоначала с непрестанной изменяемостью вещей в мире, покой с движением, конечность вещей с бесконечностью единой первоосновы? Разрешение этого противоречия греческая мысль до Сократа представила в нескольких философских школах, которые придерживались различных концепций. Элеаты учили, что истинно существует только единая неизменная сущность мира; все многое, движущееся, случающееся — ложно, иллюзорно, не существует на самом деле, т.к. необъяснимо из абсолютной неизменной первоосновы. Гераклит, напротив, утверждал, что сущность мира есть процесс, вечное обновление; все течет и ни в чем нет постоянства; стихийная первооснова рождает все вещи, чтобы поглощать их в себя, и поглощает их, чтобы вновь их произвести. Наконец, пифагорейцы учили, что истина заключается в гармоническом сочетании противоположностей, в таком единстве, которое заключает и примиряет в себе множество. Из одного беспредельного, по мысли пифагорейцев, невозможно объяснить никаких определенных вещей. Наряду с беспредельным надо признать начало предела. Каждая из школ видела истину лишь в своем учении и не замечала ее в других, а между тем все три позиции были логически необходимы, истинны и неизбежны на этом этапе развития философской рефлексии.
Космос, общество и человек мыслятся Д. подчиненными действию единых законов. Характерным для натурфилософии Д. является отсутствие самой постановки вопроса о различении материального и идеального, а также о назначении отдельного человека и субъективной стороне процесса познания. С появлением фигуры Сократа и его преемников прежняя умозрительная натурфилософия уступает место нравственной философии, главной проблемой для которой становится индивидуальный человек.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 147.