Социология религии (Осипов, 2014)
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль социологии и раздел религиоведения. Хотя религия была центральной темой в классической социологии и на раннем этапе ее развития, в современной социологии на Западе вплоть до конца 60-х годов 20 века, а в нашей стране до недавнего времени социология религии занимала достаточно маргинальное положение среди других социологических дисциплин.
На Западе социология религии в настоящее время обретает «второе дыхание» в связи с ростом социографических исследований, посвященных анализу кризисного состояния традиционной религиозности в Западной Европе и росту так называемой религиозной социологий, которые разрабатывались в рамках той или иной христианской конфессии. При этом границы религии зачастую отождествлялись с границами институциального христианства. Различие между «религиозной социологией» и социологией религии весьма существенно.
«Религиозная социология» — это вид исследования, основные ориентации и установки которого являются, по сути дела, религиозными или теологическими, выходящими за пределы социологии. Здесь декларируется ценностная ориентация исследователя в оценке религии, а социология понимается, скорее, как совокупность методов и методик (как правило, в целях подсчета верующих и неверующих), чем как самостоятельная научная дисциплина. Социология религии, напротив, никоим образом не декларирует своих ценностных приоритетов, придерживаясь позиции нейтральности и свободы от оценок по поводу тех или иных верований, религий и т.д.
Социологическая классика (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель) во многом совпадала с классическими исследованиями в области социологии религии (Конт, А. Токвиль, Н. Фюстель де Куланж, Дюркгейм, Вебер, Зиммель). У Дюркгейма впервые появляется выражение «социология религии». Однако социологии религии как таковой (т.е. в качестве самостоятельной дисциплины) тогда еще не было, хотя своими работами все эти авторы способствовали созданию «аналитической перспективы» для понимания «священного». В отличие от «антирелигиозной» и «религиозной» перспектив (см. Религия) именно аналитическая перспектива становится фундаментом социологического анализа религии, поскольку ее цель — понимание и объяснение, а не критика религии или обращение всех в свою веру.
Социология религии становится возможной лишь в том случае, если она избегает этих крайностей — апологии и критики религии. Вопросы истинности и ложности религиозных верований, идей, представлений, ценностей находятся вне сферы ее компетенции. В противном случае можно говорить о социальной критике, идеологии, утопии, о богословии, философии, но не о социологии. Социология религии исходит из того, что изучение религии возможно средствами эмпирической науки. Религиозные верования имеют «внешнюю и видимую сторону», находящую свое выражение в религиозном поведении и религиозных институтах.
Прежде всего социология религии изучает внешние проявления религиозной веры, социальный контекст и социальные аспекты религии, доступные эмпирическому наблюдению. Однако, на наш взгляд, нельзя ограничить перспективу социологии религии только тем, что можно измерить и проверить по критериям соответствия «видимой» реальности. Поскольку в таком случае будет упущено или неправильно понято многое из того, что являлось важным для людей религиозных. Поэтому социологу, изучающему религию, нужно развивать нечто вроде «религиозного слуха», коль скоро он имеет дело с людьми верующими, но при этом он не должен выходить за рамки социологической системы отсчета. Задачи социологии религии, во-первых, состоят в изучении религиозного сознания и его взаимосвязи с другими формами общественного сознания, а также религиозного поведения в контексте социального взаимодействия и повседневной жизни. Во-вторых, в установлении тенденций и закономерностей смены форм религиозного сознания и религиозного поведения («социальная динамика» религиозного процесса). «Социальная статика» должна объяснить, почему, вследствие каких причин и условий происходит «понижение» и «повышение» религиозного фактора и выявить его устойчивую типовую форму.
Учитывая то, что на протяжении большей части своего существования наша отечественная социология религии за редкими исключениями выполняла социальный заказ, занималась критикой и опровержением религии, была ценностно-ориентированной, иначе говоря, вполне соответствовала антирелигиозной перспективе, то есть все основания утверждать, что отечественной социологии религии еще предстоит стать научной дисциплиной. Ее становление возможно сегодня при условии соответствия основным принципам научной парадигмы, требованиям «интеллектуальной честности» и профессиональной этики.
Е.Д. Руткевич
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 478-479.
Литература:
Введенский А. Религия и соц-я. Религия как явление соц. // Русский Вестник. 1900; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Нисбет Р. Возвращение священного // Социол. журнал. 1999. № 1/2; Велькер М. Христианство и плюрализм. М., 2001; Гараджа В.И. Соц-я религии. М., 2005; Hill М. The Sociology of Religion. N.Y., 1973.