Автокритика

АВТОКРИТИКА (от греч. autos — сам и krinein—судить), самокритика, оценка собственного литературного произведения. Частные случаи автокритики чаще всего имеют место в полемиках между автором и критикой. В подобных случаях автор обыкновенно дает не лишенное, зачастую, преувеличений свидетельство о себе и своей школе: типичным, в данном отношении, примером могут служить «литературные манифесты» (собрание таких манифестов — см, Бродский и Сидоров. От символизма до «Октября», 1924), Чистая автокритика возникает, когда поэт или прозаик, заинтересованный, иногда бессознательно, проблемой психологии творчества, пытается раскрыть ее на себе; такие опыты автокритики редко затрагивают область исторической критики. — они также кажутся скорее признаниями писателя или «поэзией о поэзии» и дают исследователям богатый и неожиданный материал. Примеры такой автокритики мы видим частично в письмах Пушкина, Чехова, Тургенева и других, в переписке Мопассана и Флобера, в «Дневнике писателя» Достоевского. В полном смысле слова, автокритические статьи встречаются редко, по большей части, у писателей более или менее рассудочных и контролирующих свои творческие побуждения. Не всегда, однако (особенно в последнем случае), автокритик расходится со своим критиком, в особенности, если боязнь отстать от века и от рынка толкают его на эту солидарность с человеком, имеющим влияние на читателя. Так, автокритика «Обрыва» Гончарова поддерживает натянутую критику Добролюбова, Стерн в «Сентиментальном путешествии» подтверждает, слегка иронизируя, мнение о нем современников.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 323-324.