Дисциплинарное общество
ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБЩЕСТВО (фр. societe disciplinaire) - форма общественной организации и социального контроля, характерная для обществ Модерна. Понятие «дисциплинарное общество» было введено французским философом М. Фуко в его лекционных курсах 1970-х годов и в работе «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» (1975). Дисциплинарное общество рождается в западном мире в 18-19 веках в процессе модернизации старых европейских обществ. Его появление было обусловлено необходимостью осуществления надзора над большими множествами индивидов с целью приспособления их к функциональным требованиям индустриальных, рыночно-капиталистических и административно-бюрократических порядков обществ Модерна. Благодаря этому в дисциплинарном обществе Модерна развивается целый спектр методов надзора и контроля, присутствующих во всех важнейших его институтах: в школе и больнице, на фабрике и в казарме, в тюрьме и в исправительно-трудовой колонии. Базисной единицей контроля и надзора в дисциплинарном обществе становится индивидуальное тело, которое не рассматривается лишь во множестве ему подобных тел, но подвергается специальной переработке и принуждению с тем, чтобы сделать подвластными и следующими логике власти даже самые элементарные его проявления. Методы, которые делают возможным контроль над действиями тела, обеспечивают постоянное подчинение его сил и навязывают им отношения послушания и полезности, М. Фуко называет «дисциплинами». В 17-18 века дисциплины становятся общими формулами господства, что позволяет М. Фуко считать дисциплинарными обществами прежде всего западные общества 18-19 веков. Эти дисциплины надзора, контроля и послушания характеризуются принципиальной новизной по сравнению со всеми предшествующими обществами.
Так, в отличие от «обществ власти суверена», которым дисциплинарное общество идет на смену, функции дисциплинарного общества связаны не с взиманием прибавочного продукта и не с правом осуждения подданных на смерть, а с организацией производства и с нормированием и администрированием жизнью. Безусловно, человеческое тело всегда служило предметом внимания для власти, налагавшей на него определенные запреты и обязательства и подвергавшей его тем или иным мерам принуждения. Тем не менее дисциплинарные техники обществ Модерна несли в себе много нового. Помимо изменения форм социального контроля происходит изменение самих его масштабов: в обществах Модерна предметом надзора и контроля становятся все индивиды вместе и в то же самое время - каждый по отдельности, в результате чего техники надзора и контроля оказываются чрезвычайно эффективным средством индивидуализации. Власть в дисциплинарном обществе одновременно и омассовляет, и индивидуализирует индивидов; она как организует их в единое социальное тело, так и формирует индивидуальность каждого члена этого тела. М. Фуко называл подобного рода матрицу функционирования власти в дисциплинарном обществе «биовластью» и выводил происхождение этой двойной заботы из пастырской власти священника - власти пастыря над всем стадом вместе и над каждой овцой в отдельности. Применительно к западной современности 18-19 веков речь в данном случае идет о превращении гражданской власти в светского «пастыря», действующего иными средствами, в роли которых выступают техники надзора и контроля. Этот новый тип контроля и надзора способствует также превращению людей в объект наблюдения и научного исследования. На этой основе в европейских обществах Нового времени возникают гуманитарные науки, которые лишь с появлением дисциплинарного общества с его индивидуализирующими практиками надзора и наказания обретают шанс получить свой специфический объект - отдельного индивида.
Иными словами, в дисциплинарном обществе применение техник надзора и контроля не ограничивается одними отрицательными, «репрессивными» эффектами приведения к повиновению и увеличения полезности; дисциплинарное общество выполняет также важную функцию индивидуализации, поскольку одновременно наблюдает и контролирует всех индивидов вместе и каждого по отдельности. В этой связи М. Фуко говорит о характерной для современного общества «политической технологии индивидов», под которыми он понимает такие техники самости, которые делают возможным объединение индивидов в отдельные общности на основе их индивидуализации и именно на ней основывают интеграцию современных обществ, способствуя тем самым бесперебойному функционированию характерных для них практик и институтов. Необходимо, однако, отметить, что в отличие от 18-19 веков, западная современность второй половины 20 века характеризуется разносторонним кризисом «дисциплинарных обществ» и переходом от них к «обществам контроля» (Ж. Делез).
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 135-136.