Инсайт (Рапацевич, 2006)

ИНСАЙТ - внезапное понимание, «схватывание»- отношений и структуры проблемной ситуации (синоним - ага-реакция) Научным путём инсайт открыт В. Кёлером (1917) в исследовании решения проблем человекообразными обезьянами. Проблема могла быть решена только нахождением обходного пути, прекратив оказавшиеся бесплодными пробы и разглядывая предметы вокруг, обезьяны вдруг быстро приходили к правильному решению. Кёлер интерпретировал это поведение как переструктурирование зрительного поля в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием.

Данные Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путём проб и ошибок, поэтому понятие инсайт стало одним из ключевых для гештальтпсихологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путём мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности решения, отсутствию признаков проб, выработки реакций, логических рассуждений.

Собственно механизмы инсайта до сих пор изучены недостаточно. Инсайт является скорее феноменом, чем объяснительным принципом. Способность инсайта зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем инсайта занимает промежуточное положение между латентным обучением, так как происходит интеграция информации, содержащейся в памяти, и творчеством, так как имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 273-274.