Целостная личность

ЦЕЛОСТПАЯ ЛИЧНОСТЬ - термин философии славянофилов (А. С. Хомяков, Киреевский). Идея целостной личности восходит к православному учению о трех элементах, составляющих человеческую личность (теле, душе и духе), в котором душевная и материальная жизнь человека рассматривается как подчиненная жизни духовной, а также к романтизму с его реабилитацией чувства и внерациональных форм познания, стремлением к целокунной истине. У славянофилов идея целостной личности проходит под знаком преодоления отвлеченной рассудочности, свойственной, по их мнению, западному человеку. Разум должен возвыситься до сочувственного согласия с верой, а для этого он должен собрать в неделимую цельность все силы, которые обычно находятся в разрозненности и противоречии. Рассудок, чувство, в т. ч. эстетическое, сердечная любовь должны согласоваться с другими требованиями духа и подчиниться открываемому в душе «внутреннему корню разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума» (Кирсевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии). Обретение человеком подобною внутреннего сознания о наличии в глубине души средоточия для отдельных сил разума и есть стержень целостной личности. Идея целостной личности выявляет и нравственный аспект в познании: усмотрение истины доступно только разуму, находящемуся в полном нравственном согласии со всесущим разумом. Моральная сторона личности непосредственно участвует в познавательном процессе: это существенно отличает идею целостной личности у славянофилов от романтической, подразумевающей лишь субъективную, психологическую целостность личности. Для Хомякова целостный разум есть результат трех основных способностей: воли как творческой деятельности или «хотения понимать», веры или живознания как отражательной восприимчивости и рассудка как окончательного сознания. Юркевич, чье учение о целостной личности также основано на православной антропологии, считал разум вершиной духовной жизни человека, корень же ее усматривал в сердце: «Жизнь духовная зарождается прежде и раньше этого света разума - во мраке и темноте, то есть в глубинах, недоступных для нашего ограниченного взора» («Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия»). Понятие целостной личности встречается также в антропологии Лаврова и связано с его понятием критически мыслящей личности целостной личности также понимается здесь как взаимосвязанность морального и познавательного отношения к миру. Единство личности формируется ее моральной сферой, но сама моральная сфера - продукт эволюции и связывается с постановкой личностью своих целей, борьбой за их осуществление.

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 752.

Литература:

Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 515-518;

Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 293 -334;

Юркевич 11 Д. Филос. произв. М., 1990. С. 69-103;

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1. С. 203-205, 1. 1,ч. 2. С. 14-18, 118-119.

Понятие: