Либеральное христианство
ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО (лат. liberalis — свободный) — направление в буржуазной теологии, философии и этике, широко распространенное в 19 в., остатки которого (движение «морального перевооружения» и др.) сохраняются до сих пор. Представители Либерального христианства (в США—В. Раушенбуш, Ш. Мэтьюз, Ф. Пибоди, в Европе — А. Ричль, Э. Трёльч, А. Гарнак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную программу решения социальных и моральных проблем (движение «социального евангелия»). От многих других религиозных учений Либеральное христианство отличается оптимистическим воззрением на исторические возможности человека и общества, верой в «спасительную» миссию социального и научно-технического прогресса. Сторонники Либерального христианства стремились модернизировать христианство в соответствии с уровнем современной науки, обращали большое внимание на рационально-логическое доказательство разумности и общественной целесообразности учения Христа, считая, что улучшение общества будет зависеть от убедительности его проповеди, равно обращенной к имущим и неимущим. Сторонники Либерального христианства в этике пытались приблизить библейские заповеди к современным понятиям светской морали, рассматривая служение обществу как лучшую форму служения богу. «Царство божье» трактовалось ими как общественный идеал, достигаемый человечеством в ходе истории, образ Христа — как моральный идеал, образец для простых смертных. Наступление кризиса капитализма в 20 в. подорвало социальную основу Либерального христианства, его идеи были подвергнуты резкой критике справа неопротестантизмом.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 220-221.