Белое братство ЮСМАЛОС

БЕЛОЕ БРАТСТВО ЮСМАЛОС — один из новых деструктивных культов в современной России. Движение Белое братство ЮСМАЛОС возникло на Украине в июне 1990 году. Его основателем является Кривоногов Ю. А., кандидат технических наук, увлекшийся неомистикой, восточными культами и экстрасенсорикой. Им было разработано эклектичное вероучение, основанное на эсхатологической доктрине, в частности на следующем фрагменте из Апокалипсиса: "И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, облеченные во вретище..." (Откр. 11:3—17). Была определена дата конца света (октябрь 1993 года). Живым богом, новым воплощением Христа была провозглашена Марина Цвигун, получившая имя Марии Дэви Христос. Она заявила, что видела Бога и что ей поручена особая миссия.

Название организации (Белое братство) заимствовано из учения Е. Блаватской и является одним из наиболее распространенных в новых религиозных движениях. «ЮСМАЛОС» — самоназвание организации, чаще использовавшееся для «внутреннего» употребления, представляет собой аббревиатуру: ЮС — Юоанн Свами (Иоанн Святой, т. е. Креститель) — лидер организации Кривоногое, МА — Мария Дэви Христос, т. е. Дева Мария, она же живое воплощение Христа, одновременно его мать и невеста Марина Цвигун, ЛОС — Логос, Слово, т. е. Дух Святой — одна из ипостасей Бога. Таким образом, название как бы заключает в себе идею новой Троицы Оно также использовалось в качестве мантры (мистической формулы), при длительном ритмичном повторении которой человек впадает в транс, что рассматривается как достижение слияния с Богом.

Теоретические положения веры «юсмалиан» были изложены в так называемом «учении о Фохате», т. е. «учении о Божественном свете». Анализ этого произведения показывает, что оно состоит из широко используемых в "новых культах" понятий и терминов, таких, как "карма", "третий глаз", "астральный мир" и т. д., и предсказывает скорую гибель существующего мира и спасение через "трансмутацию" избранных. Однако действительную платформу движения составляла детально разработанная культовая практика. Деятельность организации проходила как бы на двух уровнях: "верхний" был открыт для всех желающих и рассматривался как своеобразное "сито" для нахождения "своих"; второй был законспирирован, в него входили только избранные. Принятие в организацию новых членов тщательно регламентировалось, предпочтение отдавалось людям повышенно восприимчивым, эмоциональным. Человек, принятый в число "избранных", все свободное время должен был проводить в кругу "братьев". Выполняя специальные обряды, вовлекаясь в проповедь, получая чувство приобщенности к группе, а вместе с этим и чувство защищенности, принадлежности к своеобразной "семье", человек достаточно быстро и незаметно для себя самого становился полностью зависимым от организации. Царившая там атмосфера может быть охарактеризована как амбивалентная: с одной стороны, приподнятость, радость, ощущение единства, с другой — нагнетание ненависти и подозрительности по отношению к внешнему миру, фанатизм и неприкрытый диктат "старших" в группе. Новым адептам запрещалось пользоваться внешними источниками информации: печатными изданиями, телевидением, радио и т. д. Предписывалось прекратить отношения с родными, друзьями, знакомыми, не принявшими "новое откровение", и превратиться в странствующих проповедников. Режим жизни членов организации отличался особой жесткостью. Большая часть времени была занята проповедью, прослушиванием вероучительных текстов, беседами на религ. темы и т. д. Кроме того, предусматривалось ограничение времени сна, существовал ряд пищевых запретов, исключалась половая жизнь. Все это приводило к ослаблению организма и усиливало эффект внушения.

Одной из причин быстрого роста "Братства" стала хорошо отлаженная и четко действующая организация. Помимо названных двух ее лидеров в 1992 году появляется третья фигура — "папа Петр второй" (Петр Ковальчук). Следующим за руководителями звеном в иерархии юсмалиан были "сефироты" из числа доверенных и приближенных адептов. За ними по рангу следовали "апостолы"; далее — "воины Илии и Еноха рыцари" — рядовые верующие, разбитые на группы со старшим во главе. Наказания (запрет на ношение белых одежд, отлучение от проповеди) налагались на тех, кто посмел проявить какое-нибудь неповиновение, самостоятельность во мнении и т. д. Крайней мерой считалось изгнание из рядов организации.

После того как в указанные сроки "конец света" не состоялся, а лидеры организации были арестованы и осуждены, в "Братстве" произошел раскол. Мария Дэви отлучила от своей церкви Кривоногова, провозгласив себя единственным авторитетом и отменив все вышеуказанные культовые предписания. На сегодняшний день остатки адептов организации собираются на частных квартирах для чтения и обсуждения многочисленных писем, которые шлет им из мест лишения свободы Мария Дэви.

Л. И. Григорьева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 41-43.