Сменовеховство (Маслин, 2014)
СМЕНОВЕХОВСТВО - идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х годов в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 году, куда вошли статьи Ю. В. Ключникова, Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, С. С. Чахотина и Ю. Н. Потехина. Идеи сменовеховства пропагандировали издававшийся в Париже с октября 1921 года по март 1922 года журнал «Смена вех», берлинская газета «Накануне», а внутри страны журнал «Новая Россия» (с августа 1922 года - «Россия»), среди авторов которого были И. Лежнев, С. Андриянов, В. Богораз-Тан, Н. Ашешев и др. Сменовеховцы ставили перед собой задачу в свете новых политических реалий, сложившихся в ходе Гражданской войны, пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества, примирения и гражданского согласия. При этом делался вывод о том, что диалектика истории выдвинула советскую власть с ее идеологией интернационализма на роль национального фактора современной жизни русского народа, на роль объединителя России. Радикальная перемена политических установок предполагала пересмотр общемировоззренческих ориентиров и личных убеждений. Она повлекла за собой отказ от такой базисной ценности либерализма, как приоритет идеалов гражданского общества, примат личности по отношению к обществу, и привела к утверждению сильной государственности и национальной идеи. Ведущим стал тезис о «великой и единой России» в плане как пространственно-территориальном, так и в экономическом и социокультурном. В способности восстановить Россию в качестве могучего государственного образования - непременного условия ее дальнейшего социально-экономического и духовного развития - сменовеховцы видели объективную историческую миссию большевизма. Понятие «территория» приобрело у них, кроме обычного, географического или экономического, еще и философско-метафизический смысл. Они исходили из наличия некой мистической связи между территорией государства - главнейшим внешним фактором его мощи - и культурой, выражающей его внутреннюю силу. Лишь «физически» мощное государство способно обладать великой культурой: топографический национализм» дополнялся принципом «государственной лояльности», выдвижением на первый план идеи «государственного блага». Существенным компонентом сменовеховской философии истории являлось эволюционистское представление об общественном развитии. Социальная революция с этой точки зрения выпадала из органического эволюционного процесса, «искривляла» естественный ход истории. Приняв Октябрь 1917 года как факт, идеологи сменовеховства верили в возможность постепенного социального развития при условии отказа парода, поддержавшего революцию, от немедленного осуществления прекрасных, но непосильных идеалов. По оценке участников движения, в истории России завершился длительный революционный период и открылся период мощного эволюционного прогресса. Новая экономическая политика была воспринята многими сменовеховцами как пролетарский термидор, отход новой власти от первоначальных замыслов, «экономический Брест». При этом часть из них во главе с Устряловым считали нэп выражением эволюции советской власти к обществу капиталистического типа, а др. часть, группировавшаяся вокруг газеты «Накануне», - стремлением сочетать принципы коммунизма с «требованиями жизни». Однако и программа Устрялова и его сторонников не была полностью реставраторской. Они характеризовали ее как национал-большевизм — использование большевизма в национальных целях, высказываясь вместе с тем за ликвидацию элементов коммунизма из жизни общества, сохранение сильной власти, опирающейся на выдвинутую революцией активную часть общества, за неприятие всех форм монархизма и парламентаризма как сугубо формального принципа. Важнейшим элементом их философско-исторических взглядов выступали русская идея, русский мессианизм. Сменовеховцы левого крыла, связанные с газетой «Накануне», критиковали совр. капитализм и в качестве социального идеала выдвигали «государство трудовой демократии», где реальная власть принадлежит рабочим и трудящейся интеллигенции. Таким образом, сменовеховство было явлением неоднородным. Стремление реалистически оценивать историческую обстановку нередко сопровождалось у них абстрактно-теоретическими рассуждениями; решительная установка на признание революции и советской власти, призыв к сотрудничеству с ней в возрождении России уживались с расплывчатыми конструкциями будущего общественного устройства. Позиция, занятая участниками движения, в тех условиях требовала личного мужества. Они подвергались резкой критике со стороны непримиримой части эмиграции. Под влиянием сменовеховства тысячи представителей интеллигенции возвращались на родину. Политика советской власти по отношению к сменовеховцам строилась на основе решений XII партийной конференции и указаний Ленина об использовании того ценного и полезного, что могли дать участники движения в хозяйственно-культурном строительстве, при неприятии всего противоречащего господствовавшей идеологии. Взгляды сменовеховцев освещались в печати, им разрешали читать лекции, устраивать диспуты и собрания интеллигенции внутри страны. Дважды (в Твери и Смоленске) переиздавался сборник «Смена вех», газета «Накануне» распространялась без препятствий внутри страны. Ряд лидеров движения (Ключников, Потехин, Бобрищев-Пушкин) по возвращении на родину заняли ответственные государственные посты. К середине 20-х годов, когда большая часть интеллигенции определила свои позиции, сменовеховство изжило себя. Судьба значительной части вернувшихся, в том числе и лидеров движения, оказалась трагичной. Развиваемые сменовеховством философско-социологические идеи являются составной частью русской философской культуры послеоктябрьского периода и позволяют создать более объемное представление о переломном периоде отечественной истории.
В. П. Кошарный
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 572-573.
Сочинения:
Смена вех: Сб. статей Ю. В. Ключникова, Н. В Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобршдева-Пушкина, С. С. Чахотина и К). Н. Потехина. Прага, 1921; Смена вех: Еженедельный журнал / Под ред. Ю. В. Ключникова. Париж, 1921-1922; Устрялов Н. В. В борьбе за Россию. Харбин, 1920: Он же. Под знаком революции. Харбин, 1925.
Литература:
Мануйлов В. И. Две парадигмы: Опыт современного прочтения «Смены вех» // Полис. 1991. № 3. С 138-147.