Иезуиты (СИЭ, 1964)

ИЕЗУИТЫ - члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена, созданного для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35 438 членов в 1963 году, самая большая организация - в США). Орден основан в 1534 году в Париже испанским мелким дворянином, религиозным фанатиком Игнатием Лойолой и утвержден под названием "Societas Jesu" ("Общество Иисуса") папой Павлом III 27 сентября 1540 года. Сделавшись вскоре после основания ордена одной из главных опор папства в борьбе против Реформации, главной силой ультрамонтанства, иезуиты превратились в оплот клерикализма и политической реакции. Иезуиты участвовали в деятельности инквизиции, вдохновляли и организовывали борьбу с народными антифеодальными движениями 16-18 веков, преследование передовых мыслителей, ученых. Боролись против государственной централизации; "обосновывая" право на "тираноубийство", иезуиты подсылали убийц к французским королям Генриху III (Жак Клеман), Генриху IV (Равальяк), королю Голландии Вильгельму III Оранскому и другим. Активной политической роли иезуиты способствовали как организационные, так и моральные принципы ордена (строгая централизация, беспрекословная военная дисциплина и абсолютная воля его руководителя - пожизненно избираемого "генерала" ("черный папа"), подчиненного одному только римскому папе). Система морали иезуитов, которую разрабатывали многие представители ордена (Бузембаум, Суарес, Эскобар, Лигуори и др.), ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, пренебрегать клятвой, совершать любое преступление во имя "высшей цели" - "вящей славы божьей". Такое служебное значение морали в системе иезуитов получило отражение в приписываемом им девизе "цель оправдывает средства". Широкие привилегии, данные папством иезуитам (право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена и т. п., создали чрезвычайно гибкую и прочную организацию, охватившую в короткое время многочисленные страны. Иезуиты проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано государство (с 1610), просуществовавшее около 160 лет. Иезуиты сыграли большую роль в создании системы колониального порабощения и ограбления народов Азии, Африки, Южной Америки.

Возмущения преступлениями иезуитов во многих странах (политические интриги, спекуляция в широких масштабах, колониальный грабеж) привели к изгнанию их из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767) и к ликвидации ордена в 1773 папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в эпоху Реставрации орден иезуитов был восстановлен (1814). Особое значение иезуиты приобрели со 2-й половине 19 века как орудие международной реакции в борьбе против рабочего движения и социализма. После Великой Октябрьской социалистической революции иезуиты приняли активное участие в организации подрывной антисоветской деятельности, в проведении империалистической интервенции и заговоров против Советского государства, содействовали фашизации многих европейских стран, сотрудничали с Муссолини, Гитлером. Иезуиты тесно связаны с франкистами в Испании, с верхушкой финансового капитала США и других стран. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 млрд. долл. (данные 1958 года), является богатейшей организацией католической церкви. Он контролирует "Американский банк", ряд стальных корпораций США ("Рипаблик стил", "Нешонал стил"), концерны Боинга, Кёртисс-Райт, Дуглас и Локхид и др. Большие вложения иезуиты имеют также в Италии, Франции, Испании, Западной Германии, Швейцарии. Финансовыми операциями иезуитов руководят ватиканские банки, особенно учрежденный в 1942 году банк "Опере ди релиджоне". Орден иезуитов играет ведущую роль в дипломатии и в идеологическом аппарате католической церкви: печать, радио, высшая школа, теологические учебные заведения, 1320 газет и журналов на 50 языках с годовым тиражом 144 млн. экз., 13,5 млн. подписчиков; активно участвует в антикоммунистической пропаганде. В борьбе с марксизмом-ленинизмом иезуиты развивают идеи неотомизма, а в последние годы некоторые иезуитские авторы (Ив Кальвез, Анри Биго, Брокмёллер) встали на путь создания "католического ревизионизма", ставящего целью путем фальсификации марксизма и мнимого приспособления его к католицизму добиться углубления раскола в рабочем классе, противопоставляя верующих неверующим.

Разоблачая себя в качестве защитников империализма, иезуиты не могут избежать кризиса в собственных рядах, о чем свидетельствуют выступления некоторых французских иезуитов, вызвавшие резкую реакцию Ватикана (Де Любак, Даниелу, Буйяр, Тейяр де Шарден и др.), разрыв с орденом А. Тонди, являвшегося видным деятелем ордена на протяжении 16 лет, и другие факты. В настоящее время в связи со все растущим давлением масс, решительно отвергающих открыто реакционную политику части католической иерархии и требующих участия церкви в борьбе за мир, среди иезуитов усиливается стремление добиться более умелого приспособления католической церкви к изменяющимся условиям в современном мире.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Самарии Ю. Ф., Иезуиты, 2 изд., М., 1868; Бёмер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Михневич Д. Е., Очерки из истории католич. реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Леонидов А., О роли иезуитов в политике совр. империализма, "МЭ и МО", 1957, No 2; Шейнман М. M., Папство, М., 1959; Тонди А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Hoensbroech P. v., 14 Jahre Jesuit, Tl 1-2, 4 Aufl., Lpz., 1911; Tondi A., La potenza segreta dei Gesuiti, Roma, 1955 (есть нем. пер.); Klaus G., Jesuiten Gott Materie, 2 Aufl., В., 1958.

Понятие: