История философии (Фролов, 1991)
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии философских знаний, становлении научно-философского мировоззрения. История философии как особая область исследования зарождается уже в древности. Сочинения Платона и Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, однако этот анализ подчинен изложению собственной системы взглядов. Первым специально историко-философским соч. является труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», содержащий определенную концепцию историко-философского процесса, который изображается как борьба между «догматизмом» (учениями, отстаивающими определенные положения как истинные) и скептицизмом. Аналогичный характер носит труд Секста Эмпирика «Пирроновы положения», в котором противопоставляются друг другу воззрения античных философов и доказывается, что их решительное несогласие между собой свидетельствует о принципиальной недостижимости истины. В последующие вв. вплоть до нового времени историко-философские труды остаются описательными характеристиками многообразных философских учений, что неизбежно способствовало скептической оценке притязаний философии. Лишь в эпоху разложения феодализма история философии начинает освобождаться от предвзятых теологических установок, формируются элементы научного подхода к анализу философских концепций, возникают попытки рассматривать философские теории, исторически выявлять их связи с другими областями духовной жизни общества. Складывается критический подход к источникам. Важен вклад в историю философии философов-материалистов (Ф. Бэкон, Спиноза), а также тех мыслителей, которые приближались к идее исторической закономерности (Вико, Гердер и др.). Труды Гегеля по истории философии знаменуют начало коренного перелома в этой области. По словам Маркса, Гегель впервые постиг историю философии в целом (Т. 29. С. 447). Гегель выступил против абсолютного противопоставления философских учений друг другу и впервые показал историко-философский процесс как историческое развитие философских знаний. Однако его идеалистическая система изображала этот процесс как самопознание «абсолютной идеи», божественной сущности всего существующего, которая в истории человечества (и именно в системе Гегеля) приходит к абсолютному знанию, высшей формой которого является философия. Ценные идеи в разработке научной истории философии принадлежат русским мыслителям 19 века. Основоположники марксизма, отмечая гениальные диалектические прозрения, содержащиеся в гегелевской концепции истории философии, вскрыли ее принципиальные теоретические пороки. В противовес идеалистической теории саморазвития философии они исследовали философское развитие как процесс, внутренние движущие силы которого в конечном счете обусловлены социально-экономическим процессом, борьбой между прогрессивными и реакционными классами и социальными группами, достижениями науки и развитием духовной культуры в целом. С этих позиций марксизм рассматривает переход от одной исторической формы материализма к другой, более содержательной, прогрессивной, а также эволюцию идеалистического философствования. Идеализм исторически вырастает из религиозного мировоззрения и сохраняет с ним связь на протяжении всей своей истории. История материализма, напротив, связана с антиклерикальным движением, секуляризацией культуры, свободомыслием, развитием естествознания.
Марксизм исходит из того, что недостаточно найти так называемый «социальный эквивалент» какому-либо теоретическому построению; необходимо прежде всего определить, почему данный общественный строй, вся совокупность исторических условий породили именно эту, а не иную философскую систему. Иначе нельзя избежать упрощений и вульгарно-материалистического понимания взаимоотношения экономики и философии. Диалектико-материалистический подход к истории философии позволяет представить ее как единый процесс, показать необходимые связи различных школ и направлений, прогресс в решении философских проблем. Поэтому повторяющиеся в истории попытки решения каких-либо вопросов (методология научного познания, отношение рационализма и эмпиризма, общего и отдельного, конкретного и абстрактного, природа человеческой деятельности и др.) перестают рассматриваться как развитие, обусловленное имманентно присущей философии целью, а выступают как своеобразные вехи на пути истории об-ва и познания, как моменты процесса формирования истины. И тогда, по словам Ленина, «каждый оттенок мысли» предстает как «круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще» (Т. 29. С. 221). Поскольку история философии — это процесс развития философского познания мира, постольку в ней должны быть установлены прямые связи между историческим развитием человеческого познания и его внутренней структурой и логикой. Здесь наглядно выступает диалектический принцип единства исторического и логического: история объекта (философии) неразрывно связана с его развитой логической структурой; процесс становления науки только с точки зрения ее развитого состояния и может быть правильно понят. Именно это открывает путь к пониманию закономерностей развития философии, помогает понять действительное место и значение исторически возникающих концепций и идей. В то же время история философии нельзя отрывать от истории всей совокупности наук и общественно-исторической практики. Философия должна выступать как диалектическая обработка истории мысли, науки и техники. Изучение истории философии имеет большое значение для развития совр. философской науки. Изучение истории философии необходимо для развития современных методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры. «...Теоретическое мышление,— писал Энгельс,— является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Т. 20. С. 366). В трудах основоположников марксистской философии намечены принципиальные ориентиры для дальнейшей творческой работы в области истории философии. Однако идейная атмосфера, утвердившаяся в нашей стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серьезным препятствием для развертывания историко-философских исследований с подлинных марксистских позиций. Широкое распространение в послеленинский период получили тенденции вульгаризации и опошления истории философии, сведения ее к борьбе материализма и идеализма, диалектики и метафизики, резкого противопоставления марксистской философии всем другим течениям и направлениям (как домарксистской, так и особенно современной философской мысли). Перестройка философии в свете нового мышления ставит сложные задачи и перед историко-философскими исследованиями. Исходный пункт ее — понимание истории философии как единого мирового процесса, в котором живут все великие системы прошлого и в котором диалектический материализм является одним из важнейших направлений философского поиска. Историко-философским исследованиям, осуществляемым с этих позиций, предстоит сыграть здесь инициативную и интегрирующую роль.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 173-175.