Свобода совести и вероисповеданий в современной России
СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ — государственно-правовые гарантии на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Свобода совести — это, прежде всего, свобода религии (вероисповедания) и свобода атеистических убеждений. Законодательные акты, принимавшиеся до Октября 1917 года и позже, не обеспечивали равенства ни на уровне имеющихся конфессий, ни на уровне рядовых верующих различных религиозных убеждений и атеистов. Начало 90-х годов 20 века для России знаменательно тем, что вопросы о возрождении религии в России, о приведении ранее провозглашенных прав человека в области свободы совести и вероисповеданий в соответствие с требованиями международного права (Всеобщей декларации прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и другими международными документами) были переведены в плоскость практических действий.
Впервые вопрос о гарантиях свободы совести был поднят 30 апреля 1988 года на встрече Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева с членами Священного синода РПЦ перед празднованием 1000-летия крещения Руси, однако тогда упор делался не столько на свободу совести и вероисповеданий, сколько на легализацию общественной деятельности нескольких крупнейших религиозных организаций. 1 октября 1990 был года принят Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", а 25 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон "О свободе вероисповеданий", которые впервые законодательно обеспечили равенство граждан и объединений перед законом, независимо от их отношения к религии. Однако уже в 1993 году в Верховном Совете при внесении поправок в закон обозначились попытки создать привилегированное положение для РПЦ как "традиционной" религии, не прошедшие благодаря "вето" Президента РФ. С 1994 года по линии Правительства РФ начался отход от конституционного принципа светскости государства: РПЦ заключила договор о "взаимодействии" с Минобороны, МВД, ФАПСИ, погранслужбой. В ряд государственных школ приглашались священнослужители для преподавания Закона Божьего. Финансирование за счет неверующих или инаковерующих налогоплательщиков строительства новых храмов входит в прямое противоречие с принципами свободы совести. Вызывала сомнение и "добровольность" участия военнослужащих в религ. обрядах, когда храм на территории части строился по приказу.
На этом фоне заметно усилилась нетерпимость некоторых служителей РПЦ к иноверцам и неверующим: Патриарх в обращениях к Госдуме призвал исключить из закона право на атеистические убеждения, а также резко ограничить права "нетрадиционных" религиозных организаций. Архиерейским собором РПЦ 1994 года использован неправовой термин "тоталитарные секты" (см. Деструктивные ("тоталитарные") культы в России). Отдельные священнослужители открыто призывали к мерам физического воздействия в отношении "сектантов", к которым причисляли баптистов и др.
Прямым нарушением статей 14 и 82 Конституции РФ являлось участие Патриарха Алексия II в церемонии вступления в должность Президента РФ в качестве "официального участника". Данная процедура стала прецедентом для ее фактического воспроизводства при вступлении в должность глав областных администраций.
В условиях угрозы свободе совести и вероисповеданий возрастает роль общественных организаций. В 1992 году в Москве было образовано Российское отделение Международной Ассоциации Религиозной Свободы (МАРС), в 1996 году — Общественный Комитет защиты свободы совести. Этими организациями была подготовлена "Белая книга" по нарушениям свободы совести и вероисповеданий в России в 1994—1996 годы.
В. С. Полосин
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 463-465.