Opus postumum

OPUS POSTUMUM – обозначение ряда текстов И. Канта, содержащих наброски по проблемам натурфилософии и трансцендентальной философии, которые он делал с декабря 1786 по январь 1804 года. К 1786–96 относятся т.н. несброшюрованные листы, с 1796 года сделано 12–14 набросков, которые объединены в так называемые 12 конволютов. Некоторые из набросков делались для сочинения, предназначенного для публикации. Общий заголовок в первых систематических набросках (1796–1799) – «Переход от метафизических начальных оснований натурфилософии к физике». Между 1800 и 1803 годами Кант дает своему проекту следующие заголовки: «Переход к границам всего знания – Бог и мир. Бог в его всеобъемлющей сущности и мир в синтетической системе идей трансцендентальной философии, поставленные в отношение друг к другу и т.д.». Или: «Система трансцендентальной философии в трех разделах – Бог, мир, универсум и Я сам, человек как моральное существо».

Уже в так называемый Oktaventwurf 1796 года в наброске под названием «Количество, качество, отношение и модальность материи» темы задуманного нового сочинения – «эфир», «идея расширяющейся материи, которая наполняет мировое пространство» (21, 3789-18), «целостность мирового притяжения» (21, 37820), «некое всеобщее мировое тело, которое благодаря первоначальному толчку и [затем] взрывообразно осциллирует в вечность» (21, 3791-3). Эта идея «вечно осциллирующей материи» не согласуется с учением о трансцендентальной диалектике «Критики чистого разума» и с «Метафизическими началами естествознания» (1786), в которых должно было бы содержаться разъяснение категориальной определенности эмпирического понятия материи. В наброске, названном Кантом «Переход 1–14», материя будет дедуцирована в качестве Единого (одного) предмета опыта и выведена из «принципа согласования ее понятия с условиями возможности Одного опыта», короче: из «априорного понятия единства опыта». В набросках Х/ХІ 7-го и 1-го конволютов развита теория самополагания Я, в которой трансцендентальный идеализм отождествлен со спинозизмом и Шеллинг рассмотрен как представитель трансцендентального идеализма. Правда, Кант называет спинозизм «мечтательным» или «трансцендентальным». Однако в конце концов Кант выдвигает идею трансцендентальной теологии как высшего пункта трансцендентальной философии, объединяющей Я, человеческий дух и мир.

Таким образом, Opus postumum документирует длившийся 17 лет процесс работы Канта над трансцендентальной метафизикой природы и трансцендентальной философией, взятыми в их единстве. Эта работа проходит через три фазы: 1) после 1786, между 1796 и 1799: исходя из понятия материи как идеи, Кант делает попытку создать основу для всех естественных наук (физики, химии, биологии); 2) 1799 (вторая фаза документирована упомянутым наброском «Переход 1–14»): эта метафизика природы дает трансцендентальную дедукцию a priori для системы трансцендентальной философии и ее центрального понятия мировой системы материи, понятия эфира; 3) 1799–1801: трансцендентальная философия становится спинозизмом. Я превращается в субстанцию-субъект, которая полагает себя в качестве causa sui, производит из себя Бога и мир и объединяет их в своем понятии – понятии человеческого духа (наброски Х/ХІ 7-го и 1-го конволютов). Из трансцендентальной философии она становится, таким образом, трансцендентальной теологией, или, как сказано у Канта, «космотеологией». «Идея связи созерцания с понятиями, согласно философии Спинозы, – пишет Кант, – есть принцип синтетического познания a priori из понятий. 1) Переход от метафизических начальных оснований натурфилософии к физике. 2) Переход от физики к трансцендентальной философии. 3) Переход от трансцендентальной философии к системе, связывающей природу и свободу. 4) Заключение, касающееся всеобщей связи жизненных сил всех вещей во взаимопротивопоставлении Бога и мира» (21, 1717-24).

Согласно реконструкции Э. Адикеса, Opus postumum, напечатанные в XXI и XXII томах Сочинений Канта (издание Прусской академии), рекомендуется читать в той последовательности, которая соответствует времени возникновения рукописей и обозначениям самого Канта: 1) 23 несброшюрованных листа: Bd.XXI, S.414–477; 2) т.н. Oktaventwurf 1796 (обозначается у Канта «1–21») – там же, S. 373–412; 3) наброски «А–С» 1797–99 – там же; 4) набросок «Переход 1–14» (май–август 1799): Bd. XXI, S. 535–612; 512–520; Bd. XXII, S. 609–615; 5) набросок «Redactio 1–3» и «A–Ζ» 10-го и 11-го конволютов: Bd. XXII, S. 556–585; Bd. XXI, S. 488–492; Bd. XXII, S. 279–295; Bd. XXII, S. 295–409, 453–539, 425–452; 6) наброски 7-го и 1-го конволютов: Bd. XXII, S. 3–101; 101–131; 409–421; Bd. XXI, S. 9–139; 139–155; 155–158; 3–9.

Б. Тушлинг

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, Т – Я, с. 517-518.

Литература:

Adickes E. Kants Opus postumum dargestellt und beurteilt. В., 1920; Mathieu V. La Filosofia trascendentale e Г «Opus postumum» di Kant. Torino, 1958; TuschlingB. Metaphysische und transzendentale Dynamik in Kants Opus postumum. В.—N. Y., 1971; Ubergang — Untersuchungen zum Spatwerk Immanuel Kants, hrsg. vom Forum fur Philosophie. Bad Homburg—Fr./M., 1991; Immanuel Kant, Opus postumum, ed. by E. Forster and M. Rosen. Cambr., 1993 (перевод на англ. язык с подробным введением и примечаниями).

Понятие: