Коммуникативный подход
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД - это способ исторического исследования, направленный на осмысление форм, содержания и развития общественной коммуникации, которая выступает в роли главного фактора социальной эволюции. Наиболее полно этот подход развивает в своих трудах Юрген Хабермас. Главной задачей учёного является исследование коммуникации в рамках всего общества на разных исторических этапах. Для реализации этой задачи Ю. Хабермас использует категорию «общественности», которая определяется как совокупность автономных объединений, связанных друг с другом узлами коммуникации, вырабатывающих ценностные суждения, оценки значимые для всего общества. Исследователь изучает формы, содержание коммуникации внутри этих объединений, а затем на уровне обобщения делает вывод о состоянии коммуникативного потока в масштабах всего социума. Таким образом, исследование общественной коммуникации осуществляется посредством осмысления более мелких дискурсов в рамках структур «общественности».
Поскольку в центре внимания Ю. Хабермаса находится общественная коммуникация, являющаяся главным фактором социальной эволюции, выделяемые им исторические этапы коррелируются с процессом изменения содержания и форм коммуникации в рамках структур «общественности». Ю. Хабермас выделил пять типов «общественности»: «эллинистической общественной сферы», соответствующей истории древнего мира, «репрезентативной общественности», охватывающей Средневековье, «литературной (читающей) общественности» включающей период XVII-XVIII веков, «политической общественности», возникшей на рубеже XVIII-XIX веков в Великобритании, в 30-е годы XIX века - во Франции, а также частично в XIX веке в Германии; развивающейся на протяжении всего XIX и XX столетий и продолжающей своё существование в XXI веке. В качестве проекта будущего у Ю. Хабермаса выступает «общеевропейская общественность», складывание отдельных элементов которой началось, по мнению учёного, в конце XX - начале XXI века.
Коммуникативный подход дает широкие возможности для исследования особенностей современной культуры, основы которой в очень большой степени строятся на информации и, следовательно, на коммуникации, этот подход способствует объяснению исторического процесса с позиции понимания прошлого человека и культуры изучаемого сообщества и исследуемого времени; Коммуникативный подход выступает в качестве прекрасного инструмента для исследования длительных исторических периодов (от античности - до современности), при помощи коммуникативного подхода можно весьма глубоко проанализировать историю развития книгопечатания и прессы, становления и развития общественных организаций.
М. В. Рядинская
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 221-222.
Литература:
HabermasJ. Strukturwandel der Offentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der burgerlichen Gesellschaft. Frankfurt: Suhrkamp Verlag, 1990; HabermasJ. Theorie des kommunikativen Handelns. Band 1-2. Frankfurt: Suhrkamp Verlag, 1995; Рядинская M. В. Ю. Хабермас и коммуникативный подход как новая методология исторического познания // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. № 2. С. 159-165.