Шаманство (СИЭ, 1976)
ШАМАНСТВО, шаманизм (от эвенкийскийского (тунгуского) шаман - возбужденный, исступленный человек), - одна из ранних форм религии, сложившаяся у большинства народов мира в условиях первобытнообщинного строя. Основная отличительная черта шаманства как формы религии: вера в то, что особые люди - шаманы, обладают сверхъестественной способностью в состоянии экстаза вступать в прямое общение со злыми и добрыми духами, воздействуя на которых, могут лечить человека, гадать и т. п. Для шаманства свойственны определенные обрядовые действия - камлания (от кам, хам - название шаманства у некоторых тюркских народов). Весьма сложные формы шаманства приобрело у ряда народов Южной Сибири; шаманы этих народов пользовались специальными атрибутами ритуала (камлания) - бубен с колотушкой, особый костюм с различными подвесками и др. Считалось, что духи вселяются в шамана и что во время камланий он может созывать духов, совершать к ним путешествия, обращаться с просьбами и требованиями и даже бороться с ними. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, а также духов-помощников. Некоторые атрибуты шаманского ритуала осмыслялись как живые существа. Так, у тувинцев и ряда других сибирских народов бубен считался конем, на котором шаман мог совершать поездки во время камланий в мир духов. Состояние экстаза сибирские шаманы вызывали обычно пением, ударами в бубен, исступленными плясками. Камлания у них протекали, как правило, в форме мистерий, в которых шаман перед несколькими присутствующими лицами изображал перипетии путешествия в мир духов, сцены борьбы со злыми духами (для чего он нередко использовал приемы чревовещания, фокусы, гипноз и т. п.), при этом у самого шамана обычно возникали галлюцинации, включавшие видения духов.
Приемы вызывания экстаза, степень "профессионализации", атрибуты ритуала, мир духов и др. у разных народов мира существенно различались. У андаманцев, например, наблюдались лишь зачатки шаманства: считалось, что особые люди - "сновидцы" общались с духами и воздействовали на них в состоянии сна. Шаманы многих народов приводили себя в состояние экстаза, не пользуясь бубном и не имея ритуальной одежды. У некоторых народов вообще не было выделившихся шаманов и их функции выполнялись любым взрослым человеком (например, у ительменов шаманством занимались женщины, особенно пожилые). У отдельных народов Азии, Африки, Центральной Америки, Океании и других районов мира шаманство либо его пережитки и поныне сосуществуют с более развитыми религиями. Элементы шаманства вошли во многие более поздние религиозные системы. У народов Сибири и других районов СССР шаманство почти полностью исчезло.
С. И. Вайнштейн. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.
Литература:
Попов А. А., Мат-лы для библиографии рус. лит-ры по изучению шаманства североазиатских народов, Л., 1932; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Вайнштейн С. И., Тувинское шаманство, М., 1964; Басилов В. Н., Среднеазиатское шаманство, М., 1973; Oblmarks A., Studien zum Problem des Schamanismus, Lund - (a. o.), 1939; Paulson I., Hultkrantz Е., Jettmar K., Die Religionen Nordasiens und der amerikanischen Arktis, Stuttg., 1962.