Биовласть
БИОВЛАСТЬ (фр. biopouvoir) - понятие современной политической философии, введенное в употребление М. Фуко. Термин впервые употреблен в работе «Воля к знанию» (1976), являющейся первым томом его «Истории сексуальности», а также в курсе лекций, которые философ читал в Коллеж де Франс в середине 1970-х годов. Исследуя генеалогию форм власти, М. Фуко приходит к выводу, что с конца 18 - начала 19 века начинают происходить кардинальные изменения в способах управления европейскими обществами. До этого периода власть, по мнению М. Фуко, была отношением между сувереном и подданными, строившимся по принципу «взимания» тех или иных ресурсов. Крайним проявлением этого принципа является право суверена предать подданного смерти. С наступлением современной эпохи эта «негативная» власть начинает отходить на второй план и уступает место новым технологиям властвования, нацеленным на управление жизнью как таковой. Эту технологию отправления власти, объектами которой становятся такие совершенно новые, неведомые ранее феномены, как «население» и его «жизнь», М. Фуко и называет «биовластью». Появление этой новой технологии отправления власти он увязывает с развитием капиталистических отношений и формированием национальных государств. Связанная с этими процессами необходимость развития, накопления и рационального перераспределения ресурсов вызвала к жизни новый, «позитивный» облик власти, основанный уже не на страхе смерти, а на защите жизни. Внутри «биовласти» М. Фуко выделяет две составляющие: «анатомо-политику», базирующуюся на контроле жизни человеческого тела, увеличении его возможностей и производительности при помощи дисциплинарных технологий, и «биополитику», регулирующую жизнь населения в целом, ее продолжительность, качество, уровень рождаемости и т.д. при помощи таких основанных на росте знания технологий власти, как демография, массовое образование, здравоохранение, сексуальность и т.п. Подобное превращение жизни в политический объект приводит к тому, что обратной стороной и крайними формами биовласти становятся такие явления, как евгеника, расовая политика, а также массовый геноцид, осуществляемый по расовому либо национальному признаку, обычно обосновываемый необходимостью защиты жизни рода.
В настоящее время различными теоретиками делаются попытки дальнейшего развития и углубления понятия биовласти. Так, Дж. Агамбен в ряде своих работ критикует М. Фуко за чрезмерное историческое противопоставление понятий биовласти и суверенитета, которые, по мнению Дж. Агамбена, всегда были между собой тесно связаны, просто современная эпоха с присущим ей ранее невиданным уровнем насилия сделала эту связь очевидной. А. Негри и М. Хардт рассматривают биовласть как одну из наиболее мощных форм «реального подчинения труда капиталу» и при этом критикуют М. Фуко за недостаточное внимание к ее продуктивным аспектам. Реальная динамика биовласти, по мнению А. Негри и М. Хардта, такова, что она, являясь эффективным инструментом капиталистической эксплуатации, одновременно предоставляет новые возможности для сопротивления существующему порядку.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 122-123.