Сердца метафизика
СЕРДЦА МЕТАФИЗИКА - духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В русской культуре, включая и философию, сердце рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к которому обращались поэты и писатели, философы и теологи. Первые описывали эмпирические проявления этого «светового центра души», его таинственное действие на человека, а последние теоретически осмысливали этот феномен и созидали своеобразную «метафизику сердца» (Киреевский, А. С. Хомяков, Юркевич, Вышеславцев, Франк, Флоренский, И. А. Ильин, Розанов, Н. и Е. Рерих. Андреев и др.).
При всей «полифонии смыслов» сердце, писал Вышеславцев, прежде всего есть «предельный таинственный центр личности, где лежит вся ее ценность и вся ее вечность» (см.: Вопросы философии. 1990. № 4. С. 63). Это определение как бы резюмирует то основное, в чем сходятся многие русские мыслители. В книге «Столп и утверждение истины» (1914) Флоренский обращает внимание на то, что в разных языках и культурах термин «сердце» имеет значение «стержня», «середины», «средоточия», «недра», «нутра», «ядра» и т. п. (с. 269-272). К сердцу, как «очагу нашей духовной жизни», направлены все устремления церковной мистики, ибо от него зависело исправление и «возрастание личности». Одухотвориться, говорит Флоренский, означает не что иное, как «ублагоустроить», «уцеломудрить» свое сердце» (с. 268). Сердце - гарант духовной чистоты человека, ибо оно есть «искра Божия», «око небесное», потому даже под толстым слоем скверны «свят человек в тайниках души своей». Феномен «чистого сердца» отличает Флоренского, скажем, от Паскаля, учившего об антиномизме сердца. «Метафизика сердца» у Флоренского дополняется «метафизикой света» - «света души праведника» как высшего типа личности. Не случайно у всех народов свет и святость неразрывно связаны. Символом света для Флоренского является православный Храм как «сердце религиозной жизни» верующих. По Киреевскому, в сердце заключены основы духовности человека, т. е. его нравственные чувства и убеждения, ценности и идеалы, а главное — его религия, ибо «вера есть взор сердца к Богу». В нем же коренится вся сила человеческого разума, убедительность его доводов, духовные мотивы внешнего поведения человека. Из «отвлеченного ума», писал он, нельзя получить ни истинной веры, ни совести, ни любви. Это было бы «странное рождение живого из мертвого» (Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 4. С. 276). Оторванное от «сердечного стремления», отвлеченное мышление представляет собой разновидность развлечения. Сила такого ума есть просто «умная хитрость», обладатель которой утрачивает «первозданную неделимость личности» и оказывается саморазорванным на отдельные силы, способности и функции. Так, «внутренний человек» приносится в жертву «внешнему человеку», духовность - материальному бытию, высшие цели жизни - ее комфорту и удобству, нравственные убеждения - выгоде поведения, сердечная вера - внешнему культу. Это понижение духовного уровня жизни, считает Киреевский, характерно для Запада с его научно-техническим прогрессом, образованностью и правовой культурой. Он первый в России ставит диагноз «болезни благополучного Запада» - «духовное загнивание». Истоки европейского просвещения он видит в философии Аристотеля с ее культом «отвлеченного мышления» («ум европейца имеет особое сродство с Аристотелем»), римском праве, прочном чувстве собственности и «безбожном вольнодумстве». В целом холодной «метафизике разума» на Западе Киреевский предпочитает тонкую «метафизику сердца» на Востоке и связывает со «Святой Русью» духовно-нравственное возрождение «самодовольного Запада». Хомяков с позиций «метафизики сердца» критикует западный рационализм в философии, теологии, исповедании веры, культуре, самой жизни. Для него сердце - живительный источник веры, надежды и любви, без которых нет и «высшего гнозиса»: «Христианское знание не есть дело пытающего разума, но веры благодатной и живой» (Церковь одна // Собр. соч. Пг., 1915. С. 36). Не разделяя модного тогда увлечения философией Гегеля, он связывал с этой «вершиной» европейского рационализма крах самого рационализма. Беспощадной критике Хомяков подвергает западные вероисповедания - католицизм (папизм) и протестантизм (реформу) - за равное «предательство Христовой Церкви» ввиду холодно-рассудочного и даже утилитарно-расчетливого характера веры. Особенно «папизм», утверждает он, перенес в «святилище веры полный механизм банкирского дома» (Там же. С. 67). Кто верит одним умом - не верит вовсе, ибо нет веры без любви и сердечной преданности Богу. Просто «умная вера» сродни религиозному нечестию. «Рим и реформа» веками «перебрасываются силлогизмами», погрязнув в «скудоумном рационализме». Хомяков обращает свой взор на Восток и в «Записках о всемирной истории» говорит о глубинном духовном родстве русской и древнеиндийской «культуры сердца». Исследуя символ сердца в статье «Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия», Юркевич выделяет как религиозные, так и мирские его истоки, трактуя его очень широко. Главные значения сердца: 1) средоточие всей духовной и телесной жизни человека; 2) «проводник» человека к Богу; 3) «седалище воли и ее хотений», чувств и страстей; 4) «скрижаль, на которой написан естественный нравственный закон»; 5) орган всякого познания, в т. ч. и мыслей «как советов сердечных»; 6) источник слова, а также и памяти; 7) «место рождения дел человеческих» (Филос. произв. М., 1990. С. 69-103). Словом, согласно Юркевичу, сердце есть ось, на которой вращается вся жизнь человеческая. Он выделяет два уровня личности - внешний, поверхностный, и внутренний, глубинный, фундаментальный. Если первый связан с умом, мышлением и сознанием, то второй - с «глубоким сердцем», целостной, самоценной жизнью человека, его свободной волей, непосредственными и бессознательными чувствами. Сначала жизнь - потом знание. Юркевич развенчивает рационалистическую трактовку человека: «Ум - вершина, а не корень духовной жизни человека», «видимая вершина той жизни, которая первоначально и непосредственно коренится в сердце». Критикуя механистическую науку за вульгарно-материалистическое сведение душевной жизни к началам механическим, физическим, биологическим и др., Юркевич считает, что связь души и тела должна мыслиться как «целесообразная», идеальная, духовная; есть «непространственное существо души», в силу чего напрасны надежды управлять душой «как паровой машиной». Точно так же и сердце есть не механический, а «мистический центр» человеческой духовности, тайны которой известны только одному Богу. Не в разуме доброта, а в любви, свободе, сердечном влечении. Когда иссякает источник любви в сердце человеческом - меркнет и нравственное начало в человеке, ведь «совесть взывает властно к сердцу, а не к безучастно-соображающему разуму». Нравственность не есть «утонченный и образованный эгоизм». Это оппозиция как теории «разумного эгоизма» фр. просветителей, так и рационалистической этике долга Канта. По Юркевичу, «сердце предваряет разум в познании истины». Познание сердца естественно вкраплено в саму жизнь и вытекает из интимной связи человека, мира и Бога. Душа предрасположена к этому «необыкновенному научению», в силу чего некоторые высшие истины внезапно и непосредственно открываются ей (Бог, любовь, совесть, правда, свобода и т. д.), а затем становятся доступными для «понимающего мышления». Разум вносит порядок и логичность как в саму жизнь, так и в содержание познания, устанавливаемое сердцем. Как жизнь без порядка, так и порядок без жизни равно не сообразны с назначением человеческого духа. Дело не только в первичности и приоритете сердца над разумом, но также и в способах постижения ими истины. Отмечая мгновенный, интуитивный характер схватывания истины сердца, Юркевич далее говорит, что это не столько познание, сколько «внезапно возникающие откровения истины». Между тем разум действует постепенно, последовательно, шаг за шагом, а потому медлителен и тяжеловесен механизм логического мышления. Но в самой «нерасторопности разума» есть и свои преимущества, состоящие в «определенности, правильности и рассчитанности, каких недостает слишком энергическим движениям сердца». Большой вклад в разработку «метафизики сердца» внес Вышеславцев, посвятив ей книгу «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) и обращаясь к ней в своей итоговой книге «Вечное в русской философии» (1955). Аморфно-широкое библейское значение сердца представляется ему математически точным, «как центр круга... или световой центр, из которого могут исходит ь бесконечно разнообразные лучи» (Вопросы философии. 1990. № 4. С. 63). Сердце есть «сокровенная самость» человека, его «глубинное я», непостижимое не только извне, со стороны других людей, но подчас и для самого человека. Узрение «тайны сердца» доступно вполне одному Богу. Признание тайны и «чувства тайны» - вот начало религии. Отсюда атеизм для него есть «банальнейшее миросозерцание», скользящее по поверхности и отрицающее как «сердце мира», так и сердце человека с их таинственными глубинами. В этом смысле он понимает слова апостола Петра «сокровенный сердца человек». Рассматривая католический культ Святого сердца, он затрагивает психофизическую проблему в плане соотношения телесного и духовного сердца. Поскольку христианство есть религия воплощения, постольку оно «не презирает и не отбрасывает плоти, а сохраняет и спасает ее... и сокровенные волнения духа заставляют биться наше телесное сердце... Телесное сердце никогда не есть только «плоть», а всегда есть воплощение, ибо каждое его биение имеет духовное значение...» (Там же. С. 74). Сердце - это исконный «символ любви». Неспособность любить есть бессердечие, «окаменение сердца», «духовный склероз». Ко всему многообразию функций сердца добавляется еще одна - эвристической интуиции. Оно источник и орган творчества, отсюда тайна творчества упирается в тайну сердца. Привлекает внимание Вышеславцева паскалевская тема «антиномизма сердца», его богоиодобия, светоносности и благости, с одной стороны, и демонизма, омраченности, греховности - с другой. При этом в отличие, например, от Августина, который учил о преемственности первородного греха и фатальной испорченности человека, он настаивает на преемственности богоподобия человека, неистребимого никаким грехом. В силу божественного акта творения сущность человека состоит в его величии, так что «искра Божия» в нем первична и как бы субстанциальна (сущностна), тогда как его ничтожество есть лишь явление, не устраняющее сущности. Причина того, что одно и то же сердце может быть источником добра и зла, заключена, по мнению Вышеславцева, в той абсолютной духовной ценности, каковой является свобода человека, уподобляющая его Богу. Свобода ценна даже и во зле, так как «свободный и грешный дух - выше в иерархии бытия, чем камень, который не может грешить» (с. 83). Итак, свобода таится на дне той «бесконечной бездны», какая таится в «сокровенных глубинах сердца человека», его уникальной и творческой самости. Наконец, сердце есть также и свет знания, «свет логоса», однако в христианской мистике (в отличие от индийской) последний неотделим от тепла любви (см. с. 84), ибо христианское гностическое кредо: «истина постигается любовью». Дальнейшая оригинальная разработка «метафизики сердца» принадлежит И. А. Ильину («Путь к очевидности», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», 1958). Он не только широко использует символ сердца, но и вводит особый духовный феномен - «сердечное созерцание», от развитости и силы которого зависит уровень духовности как отдельной личности, так и человеческой культуры в целом. «Сердечное созерцание» - самая глубокая и благородная способность человеческого существа, высший гнозис на основе духовной любви к возвышенным и достойным предметам. Это и духовное ведение, и ясновидение, и «вчувствование в Совершенство», и творческая интуиция, и «живая совесть», и свободно-ответственное предстояние пред Богом. «Луч созерцающего сердца» может быть присоединен к любому культурному акту, сообщая ему измерение духовности, откровение истины и творческую мощь. Мышление без сердца оказывается «машинообразным, холодным и циничным». «Бессердечная воля» - «злая энергия души», для которой «цель оправдывает средства». Воображение в отрыве от сердца - пустая и бесплодная игра «лжедуха». Все духовные органы, отчужденные от сердца, выхолащиваются, мертвеют и функционируют не на благо, а во зло человеку и человечеству. Для Ильина культура без сердца (а таковой он считал западную рационалистическую и технократическую культуру) - это «глубоко больная культура», культура из «камня и льда», да и не культура вовсе, а «дурная цивилизация», давно вступившая на «обреченный путь». Наряду с «религией сердца», «гносеологией сердца» и «этикой сердца» Ильин развивает, таким образом, своеобразную «социологию сердца». Франк в работе «Крушение кумиров» говорит о сфере духовных основ жизни, в которой царит строгая закономерность (не менее точная, чем в мире физическом) и которую «гениальный христианский мыслитель Паскаль называл... «порядок»... человеческого сердца». Этот «порядок сердца» не может быть безнаказанно нарушен, ибо он есть условие осмысленности, прочности нашей жизни, условие нашего духовного равновесия и поэтому самого нашего бытия...» (Соч. М., 1990. С. 175). Яркие, подчас парадоксальные высказывания об «откровениях сердца» разбросаны по всем произведениям Розанова, Н. и Е. Рерих в своем учении «Живая этика» («Агни Йога») рассматривают С. как средоточие огненной (психической) энергии человека (анахата-чакра) и как проводник в тонкие миры космоса. Высшие истины доступны не интеллекту, но «чувствознанию», вытекающему из «интуиций сердца». «Не образование, не опытность, не дарование, но именно огонь чувствования открывает прямой путь в Шамбалу» (обитель Махатм, духовных учителей Востока) (Агни-йога. Новосибирск, 1990. С. 159). «Зажечь свое сердце» (Н. Рерих) - значит стать «сотрудником светлых Космических сил» и способствовать духовной эволюции мира, в котором мы живем. Свою «Розу мира» обращал именно к сердцу людей Андреев. Провиденциальные силы, духовных водителей человечества, он называл «невидимыми друзьями нашего сердца».
Г. Я. Стрельцова
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 556-559.
Литература:
Киреевский И. В. Критика в эстетика. М., 1979; Хомяков А. С. Богословские и церковно-публицистические статьи. Пг., 1915; Флоренский П. Столп и утверждение истины //Соч.: В 2 г. М., 1990. Т. 1; Юркевич //. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Филос. произв. М., 1990; Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. № 4; Он же. Этика преображенного Эроса. М., 1994; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993; Он же. Поющее сердце. Книга т их их созерцаний // Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2; Рерих И. Зажигайте сердца. М., 1990; Агни-йога: Мир огненный. Новосибирск, 1990; Сердце. М., 1992. Стрельцова Г. Я Метафизика сердца // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Тарасов Б. Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей». М., 2004.