Социология образования
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - область социологии, изучающая образование как социальный институт, его состав и функции, деятельность его организаций, а также политику государства в сфере образования.
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые рассматривали образование с точки зрения его социальных функций. Позднее концепцию образования как института социализации развил Т. Парсонс. Он рассматривал институт образования и составляющие его структурные элементы (вузы, школы, специальные учебные заведения и т.п.) в контексте их влияния на процессы социальной стратификации.
В России социология образования прошла сложный путь становления и развития. Это было связано с общими проблемами российской социологической науки и социологического образования, которые с момента своего возникновения испытали идеологические запреты и недоверие со стороны властей. Данное направление в российской социологии развивалось в основном силами ученых энтузиастов. Среди них исключительное место принадлежит М.М. Ковалевскому, его сподвижникам и последователям — Н.И. Карееву, Е.В. Де Роберти, П.А. Сорокину, Н.С. Тимашеву, К.М. Тахтареву и др. Возникнув первоначально за границей, в Париже, образовательные социологические центры позднее вошли в структуру крупных российских исследовательских учреждений социального профиля (Психоневрологический ин-т (1908), Социобиблиографический ин-т (1918), Социол. ин-т (1920) и др.). В 1920 году в Петроградском государственном университете открывается первая в России университетская кафедра социологии во главе с Сорокиным. Это был последний содержательный и организационный всплеск, после чего до начала 60-х годов 20 века преподавание социологии в вузах не производилось. С начала 1960-х годов вновь интенсивно развивается социологическая наука, в рамках которой закладываются основы современной социологии образования.
Социология образования изучает виды и формы деятельности различных образовательных учреждений, которые обеспечивают членов общества знаниями, фундаментальными представлениями и профессиональными навыками в соответствии с социально-экономическими и культурными нормами и ценностями, в условиях которых функционирует система образования.
Социология образования исследует механизм отношений общества и образования, выявляет роль образования в обществе, возникновение институтов образования, их функции, внутренние источники и резервы развития.
Предметом социологии образования является также совокупность иерархических межличностных связей учеников и педагогов, особенности профессионального труда преподавателей, условия, образ жизни и учеников, и преподавателей.
Значительное место в социологии образования отводится исследованию соотношения образования и воспитания. В этой связи социология образования опирается на три взаимосвязанные категории: социализация, образование, воспитание (И.В. Бестужев-Лада, В.Я. Нечаев, В.И. Добренькое). В социологии образования воспитание и образование рассматриваются как персонифицированные формы взаимодействия двух субъектов: ученика и педагога или воспитателя и воспитуемого. При этом происходит перманентный процесс социализации в рамках воспитательно-образовательной деятельности.
В теоретико-методологическом плане российская концепция социологии образования опирается на деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и концепцию социальной детерминации (Э.В. Ильенков). Согласно этому социология образования акцентирует внимание на изучении обществ, практики как источнике социализации и методов обучения, рассматривает личность (субъект образования) как носителя процесса усвоения предметной деятельности.
В современной структуре социологии образования сложился ряд концептуальных подходов, которые отражают и уровень институлизации образования, и современное состояние социологической науки. Так, правомочно говорить о новосибирской школе (В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, Д.Л. Константиновский), где изучались проблемы выбора профессии, престижа труда, эффективности обучения в школе и вопросов профессиональной ориентации учащейся молодежи. Уральские ученые (Л.Н. Коган, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич) изучали вопросы изменения социального состава школьников, учащихся профтехучилищ, особенности обучения в школах города и села. Значительный вклад в развитие социологии образования внесли ленинградские социологи (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, В.В. Водзинская), которые исследовали систему среднего и высшего образования, проблемы политического сознания молодежи и ее «жизненных планов». Особое место в социологии образования принадлежит работам Бестужева-Лады, который предложил комплексную методику разработки социальных прогнозов и моделей образования и воспитания, рассчитанных на длительную перспективу.
Постепенно социология образования становится отраслью знания, которая охватывает проблемы профессиональной ориентации и мобильности, преемственности знаний для определения трудовых предпочтений молодого поколения: специфики его подготовки к городскому и сельскому труду; соц.-психол. стимулы обучения молодежи. Определенное место в этих исследованиях отводится изучению формирования социального облика молодежи, ее роли в воспроизводстве социальной структуры общества (Н.А. Аитов, О.И. Шкаратан, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок и др.); проблемам содержания реформ в сфере высшего и послевузовского образования (А.А. Овсянников, Т.Э. Петрова, Л.Н. Москвичев, Ф.Э. Шереги); становления духовного облика молодежи (А.Л. Андреев, В.К. Сергеев, В.Н. Иванов).
Рассматривая традиционные школьные и вузовские, в т. ч. университетские, формы образования, социология образования выстраивает модели образовательных систем и дает их прогноз. В настоящее время социология образования углубленно исследует проблемы стандартизации образования; развития форм самостоятельного усвоения знаний; внедрения экспериментальных обучающих программ; инновационного и опережающего образования. Реформирование отечественной образовательной системы, вхождение России в «Болонский процесс» выдвигает ряд специфических задач перед социологией образования, к числу которых относится решение проблем сочетания европейских стандартов и отечественных традиций в образовательном процессе, массовости и доступности образования с необходимостью усвоения молодым поколением культурного наследия, развития активных форм творческой деятельности, гуманистического мышления.
А.Л. Маршак
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 466-468.
Литература:
Филиппов Ф.Р. Соц-я образования. М., 1980; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности: Трактат по соц-и знания. М., 1994; Дюркгейм Э. Соц-я образования. М., 1996; Парсонс Т. Система совр. об-в. М., 1997; Нечаев В.Я. Соц-я образования. М., 1998; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998; Зборовский Г.Е. Образование: от 20 к 21 в. Екатеринбург, 1999; Жуков В Н. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001; Валлерстайн И. Кон. знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк теории структурации. М., 2003; Добренькое В.И., Нечаев В.Я. Об-во и образование. М., 2003.