Дискурс (СЗФ.ЭС, 2009)

ДИСКУРС - в обыденном языке означает «речь», «разговор». В итальянском и французском языках дискурсом назывались аргументирующие книги, как у Рене Декарта в «Discours de la methode» (1637) и Галилео Галилея в «Discorsi»(1638). В философии 20 века понятие дискурс в узком значении играет важную роль у Ю. Хабермаса, в широком значении - у М. Фуко. Как в систематическом, так и в историческом отношении дискурсом называется определенная форма мышления и высказывания. В англоязычном культурном ареале дискурс становится темой философии лишь в том случае, когда происходит обсуждение и развитие идей немецких или французских авторов.

Систематически строгое определение дискурса как рациональной рефлексии, нацеленной на осознанное достижение в ходе коммуникативного действия взаимного согласия, присутствует у Ю. Хабермаса в работе «Теория коммуникативного действия» (1984). Здесь дискурсы суть направленные на достижение консенсуса попытки взаимопонимания применительно к противоположным притязаниям на значимость. Параллельно с Ю. Хабермасом К.-О. Апель разработал «прагматику дискурса», которая в качестве философского дискурса позволяет посредством дискурса подвергать рефлексии все коммуникативные ситуации. Сформулированная в дальнейшем К.-О. Апелем «этика дискурса» призвана формально и универсалистски освободить притязания на моральную значимость от интересов и ценностей. К.-О. Апеля интересуют условия возможности идеальных сообществ коммуникации - исходя из этого, он определяет дискурсы как мета-теоретические инструменты философской работы, нацеленной на поиск интерсубъективных обоснований и значимостей.

В соответствии с французским значением слова «discours» у многих современных мыслителей встречаются размышления по поводу модификаций и трансформаций всякой речи: в герменевтическом значении в качестве интерпретации (П. Рикер), в риторическом значении в качестве убеждения (Хаим Перельман) или в психоаналитическом значении в качестве языковой структуры бессознательного (Ж. Лакан). Во французских текстах дискурс тематизируется как речь и ни систематически, ни исторически строго не определяется, за исключением М. Фуко, который однажды (в работе «Истина и юридические формы», 1973) назвал свою собственную философию дискурс-анализом. Тем, что (вы)сказывается, - в действительности (а не в возможности), в своей событийности (т.е. уникальности), - М. Фуко интересуется прежде всего в своих философско-исторических исследованиях. Например, в «Ответе на вопрос» (1970) он пишет: «То, что я анализирую в дискурсе, это не система его языка или общего рода формальные правила его конструирования, ибо мне неважно знать, что делает его легитимным, придает ему интеллигибельность или позволяет ему обеспечивать коммуникацию. Вопрос, который я ставлю, это вопрос не о коде, а о событии: о законе существования высказываний, о том, что делает их возможными - именно их и ничто иное; об условиях их сингулярного появления; об их корреляции с другими ранними или одновременными событиями, дискурсивными или недискурсивными».

У М. Фуко дискурс является часто используемым и многозначным понятием. Впервые он обстоятельно применяет его в «Словах и вещах» (1966). Французский философ дает историческую классификацию того, что означает дискурс, когда он называет век репрезентации (т.е. 18 век) также эпохой дискурса, поскольку здесь предполагается принципиальный характер отображения между словами и вещами. Дискурс есть речь научного разума о вещах, он отличается от мышления через подобие (каким оно было в эпоху Возрождения) и от антропологического мышления (каким оно было в 19 веке). Второе значение дискурса у М. Фуко является в меньшей степени историческим и обозначает упорядоченный контекст высказываний в речи, причем философ стремится объяснить притязания на истину, исходя их самого порядка, как это имеет место в «Археологии знания» (1969)- Дискурсы характеризуются в равной мере рациональностью и историчностью: их нужно «археологически» анализировать, а не обосновывать. Дискурсивная речь обусловлена критериями исключения и стратегиями, она выдвигает притязания на истину и передает их. В 1960-х годах М. Фуко назвал все свое философское предприятие «дискурс-анализом»; хотя он и учитывал факторы вне дискурсивного контекста, он все же не приписывал им определяющей роли.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 134-135.

Понятие: