Кейс-стади
КЕЙС-СТАДИ (англ. case study - анализ случая) - разновидность монографического научного исследования, объектом которого выступает один или несколько случаев. Задачи исследования ориентированы на их детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и анализа исторических процессов, протекающих в обществе.
Данный метод был разработан в рамках Чикагской школы социологии, создание которой было связано с научной деятельностью Роберта Эзра Парка, начавшего в 1916 году исследования города как социальной среды, где использовал методы кейс-стади, биографический метод («истории жизни») и непосредственные наблюдения. В методическом плане особенностью Чикагской школы было тяготение к эмпиризму. Ее представители [Н. Андерсен, Р. Маккензи, Э. Хьюз, У. Томас, Ф. Знанецкий и др.] определяли case study как неколичественные исследования, делающие акцент на истории и контексте происходящих событий, избегающие обобщений и ориентированные на понимание социальной жизни через представления действующих лиц. Ключевым методологическим моментом case study стала опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Один из основателей Чикагской школы Эрнст Берджесс причислял case study к основным стратегиям эмпирического исследования.
Выделяются три основных подхода к реализации метода case study. 1) номотетический, когда единичное сводится к общему, и ис-следователь обосновывает возможность подобной интерпретации на основе сравнения конкретного случая с «нормой»; 2) идиографический, когда единичное оценивается как уникальность, исключение, которое нельзя отнести к общему; 3) интегрированный, основанный на анализе единичного случая в контексте выявления связи «явление- сущность». Суть последнего варианта состоит в том, что при анализе учитываются оба результата сравнения (уникальное и общее), что позволяет приблизиться к пониманию «универсального» как отражения внутренней сущности явления, приобретающей черты закономерного. Схематически модель познания в этом случае выглядит так: «уникальное - индивидуальное - универсальное».
Благодаря соединению описательности и аналитики, case study получил широкое распространение в исторической науке. Он нашел применение в исследованиях по устной истории, основанных на использовании «нетрадиционных» методов сбора исторической информации (биографического метода, опроса, наблюдения). Возможности метода актуальны для изучения истории повседневности, интеллектуальной истории, биографики, гендерных исследований и других направлений новой социальной истории.
Л. Н. Мазур
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 211-212.
Литература:
Добренькое В. И.. Кравченко А. И. Социология: в 3-х т. М., 2004; Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии. М., 2004; Киблицкая М. В., Масалков И. К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стада. М., 2003; Козина И. П. Case study: некоторые методологические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189; Козина И. П. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6. С. 65-90; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010.