Барды средневековые

БАРД (ирл. bard) - придворный поэт в средневековой Ирландии. По античным источникам, барды были известны в Галлии (в более широком значении — поэт, скаштель), а также широко представлены в Уэльсе VI — XV вв. Слово предположительно восходит к индоевропейской основе *gwerh — «хвала, благодарность» (ср. лат. gratus — «милый», «приятный»: « благодарный »).

Расцвет творчества бардов в Ирландии принято относить к XII—XV векам, хотя барды, с одной стороны, как противопоставленные филидам (сакрализованным поэтам-прорицателям) непрофессиональные поэты, упоминаются и в более ранних текстах. С другой — бардические школы существовали в отдельных районах Ирландии и Шотландии до XVII века. Барды были материально зависимы от местных правителей и зарабатывали на жизнь, в основном сочиняя для них хвалебные поэмы, панегирики и элегии. Сохранились, однако, отдельные образцы чисто лирической бардической поэзии, а также стихов религиозного содержания. Бардам принадлежали также сатирические или хулительные стихи, сочинять и исполнять которые они получали право, если король или эрл отказывал им в истинном даре. 

Язык поэзии бардов считался «темным» и непонятным, он строился на использовании особых метафор и иносказаний, понимание которых было частью профессионального обучения в бардических школах (длилось от 5 до 12 лет; в зависимости от длительности курса каждый бард получал особый ранг). В этих школах будущие барды занимались изучением метрики (так называемого прямого стиха — dan direach), системы аллитераций и нормированием самого ирландского языка, который после XII века начал распадаться на диалекты. Лингвистические труды бардов дошли до нас в виде нескольких трактатов, в которых описано наддиалектное койне, используемое в бардической поэзии. Часто барды были связаны с определенным королевским домом, но могли и свободно передвигаться по стране от одного короля к другому. В отличие от ряда других авторов панегириков и элегий этого времени барды, как правило, не были связаны с Церковью и не имели сана.

С начала завоевания Ирландии англичанами барды воспринимались как элемент оппозиции, квалифицировались как «бродяги». Ирландской знати было запрещено принимать их в своих домах (см. Килкеннийский статут 1366 года, а также указы против бродячих поэтов и музыкантов 1537 и 1549). Однако сословие Б. продолжало существовать в Ирландии до XVII в. (последняя школа была закрыта в 1641). Но уже XV—XVI века можно назвать периодом упадка поэзии бардов, вызванным внутренними социальными причинами (распад клановой системы, перераспределение функций внутри образованных классов, церковные реформы и др.). Среди наиболее известных бардов: Фланн Мак Ленан (ум. 918), Эохайд Флойн (ум. 984), Мак Лиаг (ум. 1015), Миредах Шотландец (ум. 1224), Доннаху Мор О'Дали (середина XIII в.), Фяр Флах О'Гнив (начато XVI в.) и др. Само слово бард вошло в обиход европейской культуры в XVIII века после публикации «Песен Оссиана» Дж. Макферсона.

Т. А. Михайлова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 329-330.

Источники:

Бардическая поэзия // Поэзия Ирландии / Сост. Г. Кружков, Т. Михайлова, А. Саруханян. М., 1988. Breatnach L. (edj. Uraicecht па Riar: The Poetic Orades in Early Irish Law. Dublin, 1987; Bergin O. (edj. Irish Bardic Poetry. Dublin, 1970; McKemia L. (ed.). Bardic Syntactical Tracts. Dublin, 1979; Thurneysen R. 0/rsgX Mittelirische Versleluen // Stokes Wh., Windish E. Iriesche Texte, 3 Ser. 1 Heft. Leipzig, 1891.

Литература:

Breatnach L. Satire. Praise and the Early Irish Poet // Eriu. V. 56. 2005; Carney J. The Irish Bardic Poet. Dublin, 1967; Knutt E. Irish Classical Poetry, Commonly Called Baric Poetry. Dublin, 1960; Mac Сапа Pr. Praise Poetry in Ireland Before the Normans // Eriu. V. 54.2004; МсМапцЮ. The Bardic Poet as Teacher, Student ;uid Critic // Unity in Diversity. Dublin, 2004; Murphy G. Bards and Filidh // Eigse. V. 2. 1940; О Cuiv B. The Linguistic Training of the Mediaeval Irish Poet // Celtica. V. X. 1973; Simms K. Bardic Poetry as a Historical Source // The Writer as Witness: Literature as Historical Evidence. Cork, 1987.

Понятие: