Дзунси

ДЗУНСИ. Эта традиция заключалась в том, что самурай должен был совершить предельную жертву верности своему господину, последовав за ним в смерти, посредством ритуального самоубийства, обыкновенно называемого сэппуку. Чтобы отличать этот акт выражения преданности посредством самоубийства вслед за хозяином, эта практика обозначается термином оибара, или «вскрытие чрева в последование», или томобара, «вскрытие чрева ради сопровождения».

Первоначально дзунси представлял собой не самоубийство, а практику под названием дзунсо, описанную в классической китайской Книге обрядов (Ли дзи). В Древнем Китае при совершении таких обрядов приносились в жертву люди, отправляющиеся сопровождать покойного, однако нам неизвестно, существовала ли такая практика в Древней Японии. После появления сословия самураев военные слуги иногда погибали в сражениях вместе со своим хозяином или совершали самоубийство, узнав о смерти своего господина. Постепенно дзунси стал основным компонентом военного кодекса Бусидо как средство демонстрации привязанности, связывающей самурая с его господином даже в смерти.

В начале периода Эдо многие самураи обращались к дзунси, чтобы обеспечить своих потомков, так как наследники даймё были обязаны позаботиться о семье самурая, если он почтил своего хозяина через дзунси. Более низкие по званию военные слуги понимали, что у них нет выбора относительно самоубийства, если самураи более высокого звания уже опередили их, совершив акт дзунси, чтобы почтить своего господина. Однако недовольство обрядом росло в особенности в отношении даймё, ради которых гибло множество самураев; таким образом терялась заметная часть трудоспособного мужского населения, причем настоящая преданность требовала бы противоположного разрешения ситуации. Указ, запрещающий дзунси, был впервые оглашен сёгуном Токугава Иэцуна в 1663 г. и включен в Буккэ сёхатто (кодекс поведения, изданный при правлении Токугава, чтобы усилить власть над даймё) в период правления Токугава Цунаёси.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 197-198.