Реальность
РЕАЛЬНОСТЬ - одно из центральных понятий философии Франка. Реальность - это глубинный и универсальный тип бытия, качественно отличный от низшего, поверхностного слоя, называемого предметной или объективной действительностью. Предметная действительность складывается из совокупности противостоящих сознанию предметов внешнего природного мира и явлений душевно-телесной жизни человека; они предстают нашему сознанию как более или менее упорядоченное множество частных содержаний (определенностей), улавливаемых и фиксируемых в четких общезначимых понятиях. Напротив, в реальности все сплетено, связано между собою, ее существо состоит в самодовлеющем характере, в универсальности и «нераздельной сплошности». Это сплошное и слитное бытие нельзя считать неким определенным целым, ибо всякая определенность есть обособление и ограничение. И потому реальность носит трансдифинитный характер: она выше всего определенного и в этом смысле сверхопределенна. Другое существенное свойство реальности - ее трансфинитность, беспредельность. Реальность никогда не закончена, не завершена, но включает в себя возможность иного; она есть непрерывный поток становления, перехода от того, что есть, к тому, что будет или может быть. Но вместе с тем реальность не есть просто общий фон или общая почва всего частного; ее своеобразие нельзя свести к простому противопоставлению предметной действительности. Реальность одновременно как бы объемлет и пронизывает всю совокупность отдельных частных определенностей, составляя их глубинную основу или сущность; она как бы присутствует в каждом мельчайшем отрезке бытия, в т. ч. предметного. Эти два разных смысла реальности суть лишь два неразрывно связанных между собою ее момента, через сочетание которых обнаруживается неразделимо цельное, подлинно конкретное единство высшего типа бытия. Будучи всеобъемлющим целым, реальность есть нечто большее, чем просто целое, ибо она есть не экстенсивное целое, лишь извне объединяющее все в себе, а единство, изнутри так проникающее в свои части, что оно присутствует как целое, т. е. в своем подлинном существе, в каждой из них. Именно на основе реальности все частное и единичное обретает свое собственное подлинное бытие как воплощение и носитель реальности, обретает ее первичность и самоутвержденность. Реальность, объемля все, возвышается над противоположностью между единством и многообразием; она есть единство единства и многообразия, целого и части, конечного и бесконечного, потенциального и актуального. Потому и о реальности нельзя сказать, что она только какое-то определенное «это или то», как всеобъемлющая полнота она есть одновременно и «это и то», точнее, единство того и др. Это единство достигается в особой форме интуитивного познания, которое называется монодуалистическим описанием, сердцевиной которого является раздвоение единого на противоположности с последующим их синтезом. Наиболее же выразительными образцами монодуалистического бытия являются, во-1-х, человек, во-2-х, общество и, наконец, Божество как последняя глубина всего сущего (см. Непостижилюе, «Непостижимое», «Предмет знания», «Реальность и человек», Франк).
В. И. Кураев
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 518.