Одиссей

Одиссей убивает многочисленных женихов своей жены Пенелопы.

ОДИССЕЙ (УЛИСС). Существует три традиции трактовки этого персонажа — две античных и одна средневековая. Одиссей Гомера — это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев «Троянской войны». В «Илиаде» Одиссей проявляет себя «хитроумным», ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь (см. Рес), становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В «Одиссее» он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене — Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потому, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей элегантно уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели — вернуться домой (ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен) и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Киклоп, Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, он, в противоположность библейскому Якову, всерьез никого не обманул — он, можно сказать, мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в «Троиле и Крессиде» Шекспира, в опере «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, в серии картин Козимо, посвященной Одиссею.

В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков — только в «Аяксе» Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к еврипидовой Гекубе, когда, несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни — Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в таком же свете. Что касается новой литературы, похожий взгляд на Одиссея нашел свое отражение, например, в «Филок- тете» Жида.

Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги «Одиссеи». Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с веслом в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок ни моря, и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одиссея достигнута и тогда, воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в «Телегонии» — эпической поэме позднего происхождения, однако, для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются на восьмой круг дантова Ада — в «стонущем огне» среди «лукавых советчиков» («Божественная комедия», Ад 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовы столпы, отправившись в путешествие, чтобы «изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны».

«Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и к знанью рождены»,— говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В «Одиссее» Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается и он заканчивает свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса — это индивидуум современного типа, не принимающий жизнь такой как она есть, в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше «Улисса» Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса — жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в «Одиссее» Гомера.

Образ Одиссея — один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во времена Возрождения. Рубенс, Йордане, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации этого, одного из самых парадоксальных характеров античности.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 177-179.

Понятие: