Социология личности

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - область изучения личности как социально-типического выражения системы общественных отношений и социально-типического субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типические проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и обществ, необходимых функций, реализуемых индивидами.

Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социально-экономических и социально-культурных условий социализации личности, т.е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социльного поведения.

На уровне социально-исторического и культурологического анализа может быть выделен базисный (А. Кардинер, Р. Линтон), т.е. нормативный для данной культуры, тип личности в отличие от модального, т.е. наиболее распространенного. Социально-характерологические черты личности (догматизм или открытость, терпимость или нетерпимость к чужим взглядам, трудовая моральность, духовность или бездуховность и др.) обусловлены системой общественных отношений, особенностями культуры, положением индивидов в социальной структуре общества.

Ролевые теории личности (Дж. Мид, Р. Линтон, Р. Дарендорф) исследуют процессы освоения индивидом социальных заданных функций — ролей, что зависит от соц. статуса индивидов в системе взаимоотношений с др.

Марксистская концепция личности подчеркивает предметно-деятельностный характер становления личности, ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. Отчуждение личности от тех или иных форм чел. деятельности в классовом обществе — фактор ее одностороннего развития. Освоение многообразия форм деятельности — это механизм становления полноценного социального субъекта-личности как многосторонне и гармонично развитого человека.

Тяжелое наследие казарменного социализма, отчуждение производителей от средств производства, подавление социальной инициативы, пренебрежение правами человека — все это выступало тормозом в развитии личности качественно нового демократического общества.

Однако процесс исторического движения к такому обществу, типу личности сложен и противоречив. Быстрые темпы индустриализации в СССР, вовлечение в ряды рабочего кл. крестьянства, воспитание коллективизма, а вместе с тем развитие командно-бюрократических методов организации производства и общественной жизни стимулировали формирование таких черт соц. характера личности, как коллективизм, готовность к самопожертвованию, ударничество, организованную массовую инициативу и одновременно сдерживали развитие личной ответственности, самодисциплины, несанкционированного проявления инициативы. В современных условиях революционной перестройки всей общественной жизни на началах хозяйственно-производственной самостоятельности и демократизации неразвитость этих личностных черт становится серьезным тормозом развития чел. фактора как социального субъекта. В то же время происходящие изменения будут стимулировать развитие таких необходимых черт личности, как активность социальной позиции, ответственность, самостоятельность в действиях, самодисциплина, жизненная целеустремленность.

В.А. Ядов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 454-455.

Литература:

Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Смирнов Г.Л. Советский чел.: формирование социалист, типа личности. М., 1980; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология чел. взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология чел. судьбы. М., 1988.