Гипербола
ГИПЕРБОЛА — приём выразительности: намеренное чрезмерное преувеличение свойств предмета речи (размеров, значимости, возможностей, интенсивности проявления и др.) с целью произвести сильное эмоциональное впечатление. Обычно это образное выражение, в таком случае гипербола относят к тропам (см. троп). Явление действительности предстаёт за счёт гиперболы грандиозным, исключительным, нередко невероятным: От Урала до Дуная, / До большой реки, / Колыхаясь и сверкая, / Движутся полки (М. Лермонтов).
Гипербола характерна для народного словесного творчества: сказок, загадок, пословиц, она широко используется в разговорной речи (убийственная новость, помирать со смеху, тысяча извинений, подарков— вагон и маленькая тележка), в художественных произведениях и публицистике.
Различают общеязыковые (задушить в объятиях, пропасть дел, ждать целую вечность) и индивидуально-авторские гиперболы, сосредоточенные в художественной речи.: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь); Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды (В. Маяковский); Становилась дыбом вся планета. / Я смешались снова города / С головнями взорванного лета (Н. Тряпкин).
Гипербола — семантическое явление, собственного единообразного оформления она не имеет и потому может наслаиваться на другие приёмы выразительности, образуя тропы и фигуры с гиперболическим значением: гиперболический эпитет, гиперболическую метафору, гиперболическое сравнение, гиперболическую аллегорию. Развёрнутая гипербола выражается пространным высказыванием или охватывает целый текст.
Гипербола является необходимым художественным приёмом в жанре оды, используется в хвалебных речах, в тостах.
♦ Противоположное понятие: мейозис.
• Гиперболизировать, гиперболизация — создание или применение гиперболы. Гиперболизм — склонность к использованию гипербол.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 70-71.