Абстракционизм (РИЭ, 2015)
АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractus – отвлеченный) – широкое модернистское направление в искусстве в XX веке, возникшее в начале 1910-х годов в нескольких странах Европы и использующее исключительно формальные элементы для создания произведений. Основоположники абстракционизма (русские художники В. Кандинский и К. Малевич, голландец П. Мондриани, француз Р. Делоне и чех Ф. Купка) в своем творчестве опирались, как правило, на мистические идеи, заимствованные из теософской доктрины.
В основе метода отвлеченных построений лежало стремление символически выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрываемые за явлениями видимого мира. При этом первоэлементы формы трактовались как некие живописные знаки, наделенные духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, - как отношения между элементами универсума. Создаваемые отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, и как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С момента возникновения абстракционизма в нем четко определились два направления: геометрической абстракции, основанной преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриани), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Если символика геометрического абстракционизма призвана отразить некие устойчивые «субстанциональные» состояния, то абстракции Кандинского и его последователей сосредоточивают внимание на динамике процесса.
В США подъем абстракционизма начинается в середине 1940-х годов, а в начале 1960-х годов в обновленном виде абстрактное искусство возвращается в Европу. Но эстетические концепции абстракционизма теряют свою метафизическую символику: абстрактная форма теперь соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы и социального мира или рассматривается как фиксация психических состояний художника. Именно последнее обстоятельство превратило понятие «абстракционизм» в символ формализма в различных сферах искусства.
И.Б. Орлов
Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 44.
Литература:
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. М., 1997. С. 12-14.
Art 1998. Chikago at Navy Pier. Chikago, 1998.