Источниковедение (Чубарьян, 2014)

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ (нем. Quellenkunde, современ. англ. source study) - гуманитарная дисциплина, объект которой - исторические источники, т. е. вся совокупность произведений человека / продуктов культуры (эмпирическая реальность исторического мира, О. М. Медушевская), а предмет - изучение исторического источника как культурного феномена и на этой основе поиск, извлечение, оценка и использование информации о человеке и обществе в их исторической составляющей. Источниковедение появилось из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Научное историческое источниковедение возникло в связи со становлением научного исторического знания в Европе в Новое время и необходимостью обеспечения достоверности исторических фактов в рамках европейского рационализма. Источниковедение как неотъемлемая составляющая исторического метода оформляется в 1830-1840-е годы в Германии в связи с профессионализацией исторической науки, развитием практики публикации исторических источников и необходимостью обобщения и универсализации накопленного фактического материала вспомогательных исторических дисциплин (в частности, дипломатики), опыта конкретных источниковедческих разысканий. В 1841 году А. А. Куник впервые в российской исторической науке употребил термин «источниковедение», заимствованный из немецкой историографии. Значительное внимание вопросам эвристики, классификации, критики и интерпретации исторических источников уделяется в классических трудах XIX века, посвященных методу исторической науки: И. Г. Дройзен «Очерк историки» (1858), Э. Фриман «Методы изучения истории» (1886), Э. Бернгейм «Учебник исторического метода и философии истории» (1889), Ш.-В. Ланглуа, Ш. Сеньобос «Введение в изучение истории» (1898). На рубеже XIX- XX вв. в России обособляется в самостоятельное направление теория источниковедения, что обусловлено методологическими поисками, связанными, с одной стороны, с кризисом позитивизма (сохранившего отчасти свои позиции в исследовательской практике), а с другой, - с осмыслением специфики наук о культуре в неокантианстве, в частности в его русской версии (А. И. Введенский, В. М. Хвостов, А. С. Лаппо- Данилевский, И. И. Лапшин). А. С. Лаппо-Данилевский в работе «Методология истории» (1910-1913) предложил целостную теоретико-познавательную концепцию гуманитарного познания, в основе которой лежало феноменологическое понимание исторического источника как результата человеческой деятельности.

В XX веке определились три направления источниковедения: 1) источниковедение сохранило свою функцию вспомогательной исторической дисциплины при анализе материала в историческом исследовании, 2) источниковедение заявило себя в качестве самостоятельного метода исторического познания (в частности, компаративное источниковедение), 3) источниковедение приобрело статус дисциплины исторической науки. В России основными центрами изучения и преподавания источниковедения в XX веке являлись созданный в 1930 году Институт архивоведения (с 1932 - Московский государственный историко-архивный институт, с 1991 - в составе Российского государственного гуманитарного университета), что обусловлено выделением историко-архивоведения в отдельное на-правление на фоне идеологизации исторического знания, а также со-хранением здесь на протяжении XX - первого десятилетия XXI века научной школы А. С. Лаппо-Данилевского (А. И. Андреев, В .В. Кабанов, Е. А. Луцкий, О. М. Медушевская, В. А. Муравьев, А. Т. Николаева, Л. В. Черепнин, М. Н. Черноморский, В. К. Яцунский); Московский государственный университет, где в 1940-х годах оформляется научно-педагогическая школа М. Н. Тихомирова, а в 1970-1980-х гг. сформировалась под руководством И. Д. Ковальченко научная школа количественных методов в исторических и источниковедческих исследованиях (Л. В. Милов, Л. И. Бородкин); в 1960-1970-х годах проблематика теории и истории источниковедения исследуется в Ростове-на-Дону (школа А. П. Пронштейна). Академическими центрами источниковедческих исследований в 1930-е гг. было Ленинградское отделение Института истории АН СССР (С. Н. Валк, Б. А. Романов), начиная с 1960-х гг. - Институт истории (Институт истории СССР) АН СССР (В. И. Буганов, А. А. Зимин, С. М. Каштанов, В. А. Кучкин, Б. Г. Литвак, А. Г. Тартаковский), Археографическая комиссия (М. Н. Тихомиров, С. О. Шмидт).

В настоящее время в методологии источниковедения присутствуют два парадигмально различных направления, отличающиеся разным определением понятия исторический источник и имеющие разные философско-мировоззренческие основания, приводящие к разным методологическим следствиям. Первое направление, по-прежнему ориентированное на классический тип рациональности, изживший себя уже к концу XIX века, видит задачу источниковедения в так называемой критике исторических источников с целью установления исторических фактов. Второе, начавшее формироваться в связи со становлением неоклассической науки и в настоящее время отвечающее потребности неоклассической модели науки в поиске оснований строгой научности, базируется на понимании исторического источника как культурного феномена, составляющего эмпирическую основу понимания человека и социума в исторической ретроспективе.

М. Ф. Румянцева

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 200-203.

Литература:

Источниковедение истории СССР: учеб. / Под ред. И. Д. Ковальченко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1981; Источниковедение: Теоретические и методические проблемы: сб. ст. / отв. ред. С. О. Шмидт. М., 1969; Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 2004; Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ, 2008.