Психократия (Маслин, 2014)
ПСИХОКРАТИЯ (от греч. psyche» - душа и kratos - власть) - предложенный Федоровым термин, означающий власть духа, духовное родство всех живущих на земле, обретающее способность к действию благодаря соединению с Богом. Все человечество, в его представлении, - союз родственников, людей, т. к. все произошли от одного родоначальника. Отсюда главной задачей является восстановление родства, т. е. воскрешение всех умерших. По Федорову, в этом процессе и возникает психократия, когда теряют значение все внешние факторы, объединяющие человечество, и на место их приходят факторы внутренние, духовные. Как писал Федоров, психократия «есть общество, держащееся внутреннею силою, а не внешним законом, как государство пли общество юридическое, из которого изгнано чувство, вынута душа. Психокрагия держится силою, направляющею человека к труду воскрешения; она такое общество, в котором знание определяет как нужды каждого, так и его способности к тому или другому делу в общем отцовском деле; и на этом основании определяются как подушная подать каждого (т. е. его служба обществу), так и душевой его надел. Психократия, таким образом, есть не царство бестелесных, бесплотных духов, а вложение души во все материальные отправления» (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 385). При достижении психократии человек, по мнению Федорова, будет обладать способностью полного самооткровения и проникновения во внутреннюю глубину др. существа. Но чтобы обрести такую способность, человек должен не родиться, а получить жизнь в процессе воскрешения, он должен воспроизводить себя из простейших элементов, которые были составными частями др. индивидуальностей и несут в себе их характерные черты. Таким образом, общность происхождения, общность составляющих элементов сделают людей как бы взаимопрозрачными друг для друга, у них не будет секретов друг от друга, они будут открыты и составлять своего рода единый родственный организм, в котором все гармонично соединено и подчиняется единому закону. Это есть особый способ жизни в духе, когда дух полностью господствует над материей, одухотворяя ее. Уповая на «чудотворчество разума и сознания» («психократию»), Федоров, как отмечал Флоровский, остается «до конца в этом безысходном кругу магического и технического натурализма» (Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 329).
А. Т. Павлов
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 503.
Литература:
Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995-1999; Дополнения. Комментарии к четвертому тому. М., 2000.