Социология институциональная

СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ — направление в теоретической социологии, включающее социологические теории, специализирующиеся на анализе социальных институтов. Впервые понятие социального института в социологии ввел и обосновал О. Конт. Именно он положил начало институционального подхода в социологии. Заслугой Г. Спенсера явилось эмпирическое исследование динамики социальных институтов на примере этнологического материала. Этому посвящен том 2 «Основ социологии» Спенсера и все 10 томов вышедшей под его редакцией «Дескриптивной социологии». К социологии институциональной можно отнести и изучение М. Вебером и Э. Дюркгеймом религии как социального института. В серии работ, посвященных социальным аспектам религии, и, прежде всего, в работе «Протестантская этика и дух капитализма», Вебер раскрыл функцию религии как носителя и гаранта иерархии жизненных ценностей, а также показал роль этих приоритетов в развитии общества. Дюркгейм связал социальную задачу религии с необходимостью поддержания и воспроизводства прочной органической солидарности. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» он доказал, что единственным общим элементом всех религий мира является ритуал, выполняющий функцию сплочения людей на основе возвышенных ценностей.

Свой вклад в развитие социологии институциональной внес марксизм, в частности, работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой выявлены важные социальные индикаторы институциализации различных отраслей человеческой деятельности в рамках Марксовой концепции общественно-экономических формаций. В середине 20 века лидирующую роль в разработке социологии институциональной играла школа анализа структурно-функционального, прежде всего, работы Т. Парсонса и Р. Мертона. Парсонс впервые детализировал взаимосвязь социальных институтов с выполняемыми ими функциями, Мертон углубил понимание социальных механизмов деятельности различных институтов в обществе. Он раскрыл как деструктивные, так и конструктивные функции аномии в трансформации и развитии самых разных социальных институтов.

В отечественной социологии институциональный подход нашел наиболее полное отражение в т.н. генетической социологии, изучавшей этапы становления разных социальных институтов. Такие академические курсы читали, в частности, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев. Наибольших результатов в развитии теории социологии институтов добился М.М. Ковалевский, предложивший плюралистический подход, согласно которому социальные институты необходимо изучать комплексно, с учетом совокупности всех социальных факторов. Он также разработал теорию «социальной замиренности», согласно которой гармонизация отношений социальных являетсяодновременно и социальным показателем, и целью развития как социального института, так и общества в целом. В советской социологии получили широкое распространение исследования отдельных видов деятельности как социальных институтов (народное здравоохранение — Н.А. Семашко; семья и брак — А.Г. Харчев; наука — А.А. Зворыкин; образование — Ф.Р. Филиппов и В.Н. Шубкин и мн. др.).

В современной западной социологической теории существуют попытки принизить значимость социальных институтов и в гносеологическом плане заменить этот подход феноменологией и герменевтикой (теории постмодернизма, этнометодология Г. Гарфинкеля и др.). Однако ряд исследователей продолжает развивать институциональный подход с учетом современных реалий. К наиболее крупным теоретикам относятся: Э. Гидденс, изучающий взаимозависимость социальных институтов; Ю. Хабермас, сосредоточившийся на анализе института коммуникации социальной; такие исследователи массовой информации, как М. Маклуэн, Э. Тоффлер и др.

В. П. Култыгин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 451-452.

Литература:

Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Култыгин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; История соц-и в Зап. Европе и США. М., 2001; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк теории структурации. М., 2006.