Правовое государство (Маслин, 2014)
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - политико-правовая концепция, генетически восходящая к западноевропейским доктринам естественного права и договорного происхождения государства, содержащая положения о связанности власти правом, правовой ответственности государства; развивалась в рамках русской философии права. Естественно-правовые идеи в России начинают впервые использоваться в последней трети XVIII веке в среде либерального дворянства (А. Р. Воронцов, Е. Р. Дашкова, Голицын, П. И и Н. И. Панины) и просветителей (Козельский, Н. Г. Курганов, Новиков, А. Я. Поленов, Третьяков, Д. И. Фонвизин), где поднимаются вопросы демократизации общественной и государственной жизни, защиты прав человека. Такой компонент естественно-правовой теории, как право народа на восстание, получает завершенность у Радищева. Научно-педагогическая деятельность русских ученых-юристов (Десницкий, В. Т. Золотницкий, Куницын, Г. И. Солнцев, П. П. Лодий, В. С. Филимонов) в конце XVIII - начале XIX века способствовала изучению и популяризации идей естественно-правовой философии. Так, Куницын, оказавший влияние па мн. декабристов, выступал за господство правовых начал в деятельности государства, допускал возможность расторжения или изменения заключенного между властителем и народом договора, отстаивал неотъемлемость прав человека. Движение декабристов, конституционные проекты Пестеля и Н. М. Муравьева стали одним из кульминационных пунктов в развитии естественного права в России. В либерально-консервативных воззрениях Сперанского отразилось стремление ввести отдельные западные демократические институты, умеренно ограничив самодержавие правом. Дальнейшее развитие идей правового государства связано с оформлением в 40-50-х годах XIX века русского либерализма в его западническом (Анненков, Бабст, И. В. Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин, Редкий) и отчасти славянофильском (К. С Аксаков, Киреевский, Самарии, Хомяков) вариантах. На формирование русской либеральной философско-правовой мысли оказали влияние взгляды Герцена, отличавшиеся в целом общедемократической направленностью (требования народовластия и республиканской формы правления). Одним из истоков становления либерального правопонимания в России явилась философско-правовая концепция Чичерина, рассматривающая государство как духовный союз людей, основанный на метафизическом личностном начале. При этом верховная власть, олицетворяя высшее единство всех элементов общества, не вправе вмешиваться в дела других социальных союзов (семья, гражданское общество, церковь). Государство призвано охранять индивидуальную свободу как источник свободы общества в целом. Оно должно руководствоваться законом, который, регулируя отношения власти и подвластных, объединяет общий интерес с личной свободой, нравственный закон с правом. Следовательно, государство, делает вывод Чичерин, является нравственным настолько, насколько оно управляется законом. В эволюции идей правового государства видную роль сыграла философия В. С. Соловьева. Хотя право и государство в системе его воззрений занимают подчиненное место, выступают средством осуществления идеала абсолютного добра, нравственная организация общества, считал он, обусловлена действием права, воплощаемого в государстве. Лишь сделав своим принципом идею права, об-во способно решать нравственные задачи. Формами мировоззрения, в рамках которого складывался правовой идеал либерализма, начиная с 80-х годов, стали юридический и социологический позитивизм. При этом представители социологического позитивизма (Ковалевский, Муромцев, Коркунов) в большей мере, чем сторонники догматической юриспруденции, были ориентированы на разработку принципов правового государства. По Ковалевскому, право непосредственно вытекает из факта общественной солидарности, «замиренной среды», и потому обязательно для государства. В учении Муромцева возможность создания права помимо или даже вопреки государству обусловлена противопоставлением формальной юридической нормы живому правоотношению (реальному праву). Коркунов в своей психологической концепции власти отстаивал тезис о том, что власть базируется не на воле властвующего, а на сознании зависимости подвластною - истинном источнике как государства, так и права. Поэтому государство не может произвольно творить право, его законодательная деятельность ограничена запросами общественного правосознания. Близкой идеям Коркунова является философско-правовая теория Петражицкого, видевшего в государстве факт правовой, императивно-атрибутивной психики, которой свойственна потребность в силовом обеспечении исполнения долга и обязательств, а также в пресечении правонарушений. Отсюда гражданам принадлежит право использовать власть для охраны своих законных интересов. На рубеже XIX- XX веков, когда усиливается общественное движение в поддержку конституционных реформ, на смену правовому позитивизму приходит «возрожденное» естественное право. Используя идеи естественно-правовой философии, концепцию правового государства в той или иной мере разрабатывали такие русские правоведы, философы и мыслители, как Бердяев, Булгаков, Вышеславцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Кистяковский, Котляревский, Новгородцев, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Спекторский, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Франк и др. Согласно Новгородцеву, анализирующему идеи П. г. с позиций неокантианства, естественное право выступает своеобразным посредником между государством и нравственностью, устанавливающей нормы, одинаково обязательные для власти и подвластных. Государство призвано лишь юридически закрепить свободу личности, существующую как реальный факт и нравственное требование. По Кистяковскому, в конституционном государстве власть перестает быть фактическим господством людей, становясь господством правовых норм. Законность возможна только в государстве, где граждане, наделенные субъективными публичными правами, могут предъявлять к нему правовые притязания. Государству будущего (социально-справедливому государству) будет присуще соединение идеи права с социалистическими ценностями. Отличается своеобразием философско-правовая концепция Котляревского, полагавшего, что на протяжении всех эпох, в среде разных культур у подвластных всегда появляется духовный запрос на ограничение власти. Его источник коренится в «неисповедимой и трансцендентной воле Божества». В этом смысле правовое государство, основным требованием которого выступает ограничение власти, есть лишь религиозно-культурная идея, недостижимый идеал, к которому стремится человеческий дух.
Теория правового государства получает свое развитие в философии права И. А. Ильина, с точки зрения которого государство имеет единую и высшую цель - служить делу Божию на земле, используя для этого свою правовую организацию; оно есть правовой союз лиц, имеющий власть для поддержания права. Существование государства подчинено праву, его полномочия и обязанности носят правовой характер, и поэтому властные отношения становятся правоотношениями. Государство, выйдя за пределы права, не сможет поддерживать правопорядок и требовать от граждан повиновения праву. Естественно-правовая философия занимает немаловажное место в воззрениях Франка, рассматривающего государство как внешнее выражение свободного внутреннего, соборного единства общества. Государственная власть ограничена наличием самого гражданского общества, степенью его свободы. При этом ограничение власти относится не к задаче государства, состоящей в охране свободы, а к его средствам. Философско-религиозные учения Бердяева и Булгакова усматривают в государстве двойственность: с одной стороны, государство отражает греховность мира, с другой - борется с ней. Природа власти темна и в корне порочна; государство в любой его форме стремится перейти свои границы и стать «абсолютной монархией, абсолютной демократией, абсолютным коммунизмом». Поэтому человечество пытается преодолеть власть и прийти к боговластию. На этом пути правовое государство есть ступень в движении от относительного к абсолютному, меньшее из зол, где права личности, связанные с «абсолютной правдой», находят определенную защиту. В рамках христианской этики и психоанализа исследует вопросы правового государства Вышеславцев. Власть и право, по его мнению, глубоко антиномичны. Во властных отношениях чужое «я» занимает место в сознании объекта власти, что ведет к потере последним своего «я», превращая его в орудие чужой воли. Право, напротив, есть взаимодействие свободных и равных лиц, не субординация, а координация. Тем не менее власть и право соединяются в законе, происходит сублимация власти, она становится правовой, законной. Правовое государство, утверждает Вышеславцев, имеет своим компонентом автономную (общественное и личностное самоуправление) и гетерономную (власть) формы сознания, строится на христианских ценностях, идее индивидуальной и всеобщей свободы и солидарности. В годы советской власти теория правового государства рассматривалась как разновидность буржуазных теорий. Основные положения данной концепции (разделение властей, верховенство права и закона, признание прав и свобод человека пределом государственной власти, а самого правового государства надклассовым органом, служащим интересам всего общества) объявлялись буржуазной пропагандой, призванной скрыть господство буржуазии. Несмотря на отрицание теории П. г., советская юридико-политическая доктрина многое взяла себе из ее идеологического арсенала: народ - источник власти, государство есть орган, вырастающий из общества и подчиненный ему, субъективные права человека есть ценность, нуждающаяся в защите со стороны государства. Либеральная по своим истокам и существу концепция прав человека получила классовую, марксистско-ленинскую трактовку, согласно которой субъективные права граждан представляют собой результат установленной государством нормы и могут быть реализованы и гарантируются в той мере, в какой служат делу коммунистического строительства. В постсоветский период теория правового государства становится официальной доктриной российского государства, представленной в Конституции РФ 1993 года. В это время появляется большое количество литературы, где преобладает некритическая апологетика правового государства в ущерб его объективной трезвой оценке.
В. Н. Жуков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 496-498.
Сочинения:
Чичерин Б. Н. Философия права М., 1900; Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 г. М„ 1988. Т. 1: Берояев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Булгаков С. Н Свет невечерний. М., 1994; Вышеславцев Б. Л. Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк, 1953; Гессен В. М. Теория правового государства. Спб., 1912; Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 4; Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916; Котляревский С. А. Власть и право: Проблема правового государства. М., 1915; НовгородцевП И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74—75; Петражицкий Л. И. Теория правового государства в связи с теорией нравственности. Спб., 1909-1910. Т. 1-2; Франк С. Л. Духовные основы общества. М.. 1992; Ященко А. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912; Четвернгм В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993; Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997; Алексеев С. С. Право: азбука - теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
Литература:
Пяткина С. А. Идеи естественного права в методологии русской философско-правовой мысли (кон. XIX - нач. XX века) // Труды Всесоюзного юридического заочного ин- та. М.. 1975. Т. 44; Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Куприц Н. Я. Из истории государственно- правовой мысли дореволюционной России (XIX в.). М., 1980; Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983; Власть и право: Проблема правового государства. Спб., 2001; Мартышин О. В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5: Он же. О «либертарно- юридической теории государства и права» // Там же. 2002. № 10; Жуков В Н. Русская философия нрава: от рационализма к мистицизму М., 2013.