Ритуальное самоубийство
РИТУАЛЬНОЕ САМОУБИЙСТВО. Сэппуку (или харакири), чисто японский способ самоликвидации, возник как возможность умереть благородной смертью в том случае, когда самурай терпел поражение или его ожидал несмываемый позор. Слова сэппуку и харакири имеют одинаковое значение, хотя сэппуку, предпочитаемое в Японии, звучит более официально и записывается теми же китайскими иероглифами, что и слово харакири, но расположенными в другом порядке. В то время как харакири часто переводится как «вспарывание брюха», сэппуку переводится в более высоком стиле как «разрезание живота». Многие слова японского языка имеют как китайское, так и родное, японское прочтение, и слово сэппуку представляет собой китайское произношение иероглифов, обозначающих «разрез» и «живот», а харакири является японским прочтением тех же самых иероглифов.
В Древней Японии живот (хара) считался обителью души и источником напряжения, возникающего в результате людских поступков. Являясь серединной областью человеческого тела, живот также считался местом происхождения воли, силы, духа, гнева и потенциальной щедрости или великодушия человека. Таким образом, удар ножом в живот представлял собой способ уничтожения физического ядра человека. Воин получал приказ совершить сэппуку в том случае, если он без причины убивал другого военного слугу или приносил оружие в замок без необходимости в самообороне. Совершение сэппуку самураям и, приговоренными к такой смерти в качестве наказания (а не для того, чтобы избежать позора в сражении), считалось отличием, предоставляемым в силу социального положения. Хотя сэппуку представлял собой наказание, смерть через него гарантировала уважение и, таким образом, сохранение чести покойного воина и его семьи. Кроме того, даймё и прочие феодалы были обязаны помогать наследникам и женам самураев, погибших столь благородной смертью. Одним из самых известных примеров сэппуку в качестве наказания является упоминавшееся выше самоубийство 47 ронин. Таким образом, для представителей военного сословия сэппуку представлял собой процедуру, несомненно подтверждавшую достоинство и наследие самурая.
Сам процесс самоубийства путем сэппуку был подробно регламентирован, т. е. время, место и последовательность совершения его были предопределены. Ритуал сэппуку начинался с того, что воин делал своим ножом неглубокий разрез на животе, считавшемся духовным центром человека. Обряд завершал помощник, обезглавливавший воина.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 196-197.