Ареопагитики (РИЭ, 2015)

АРЕОПАГИТИКИ — сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, знатному афинянину, члену афинского Ареопага, жившему в 1 веке н. э. Дионисий Ареопагит был обращен в христианство апостолом Павлом (Деяния Апостолов 17.34); согласно Евсевию, стал первым епископом Афин и погиб во время гонений Диоклетиана в Галлии, куда был послан на проповедь папой Климентом. Дионисию приписывали 4 трактата: «Об именах Божьих», «О мистической теологии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и 11 посланий. В этих сочинениях (так называемых ареопагитиках) богословие является христианской переработкой неоплатонизма. Впервые против древности сочинений, приписываемых Дионисию, выступили Лаврентий Вала и Эразм Роттердамский. Язык этих сочинений, концепции, восходящие к Плотину, Проклу, Клименту Александрийскому, Оригену, Григорию Богослову, Василию Великому, Кириллу Александрийскому, Кириллу Иерусалимскому, а также ссылки на традиции церкви V в. свидетельствуют о том, что автор должен был жить на рубеже V и VI вв. н. э. О личности автора ареопагитиков существует множество гипотез, однако ни одна из них не стала общепринятой. Впервые ссылки на ареопагитики появляются в VI веке: на них ссылаются монофизит Север Антиохийский, православный антиохийский патриарх Ефрем; Иоанн Скифопольский написал к ним схолии. В западной церкви Дионисий Ареопагит, переведенный на латинский язык Иоанном Скотом Эриугеной, сделался главой мистического направления в богословии. Его идеи о непознаваемости Бога, о недосягаемости «Божественного света», о сверхразумном экстазе как высшей форме богопознания оказали большое влияние на религиозно-философскую мысль Запада. В греческой церкви трактаты Дионисия Ареопагита пользуются высоким авторитетом: гарантами их ортодоксальной направленности служат такие апологеты православия, как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. Творения Дионисия имели исключительное значение для развития христианской мысли, много изучались и комментировались в Средние века.

В. С. Ленская.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 604-605.

Литература:

Скворцов К. И. Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем Дионисия Ареопагита. Киев, 1871. Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1955. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991. Roques R. L'univers dionysien. Paris, 1954.

Понятие: