Социология диалектическая

СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ - антипозитивистское направление в теоретической социологии, акцентирующее диалектическое взаимодействие социальных структур, результатом которого являются социальные изменения. Одно из основополагающих ответвлений социологии диалектической — Франкфуртская школа. Уже в 1930-е годы М. Хоркхаймер выступил с критикой как метафизической односторонности гегелевской философии истории, так и «дурной единичности» позитивистского социологического эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники склонялись к негативно-критической ориентации на тотальную критику буржуазной социологии. Гиперкритическая направленность доминирует и в работе Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения» (1947), в которой они выступают не только против буржуазной социологии, но и против «просвещения» вообще: «просвещение» в их трактовке является универсализированным веберовским «принципом рациональности», последний, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологизированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерационализируемого бессознательного.

Во Франции крупнейшим представителем социологии диалектической был Г. Гурвич. «Диалектический гиперэмпиризм» (или «эмпирико-реалистическая диалектика») Гурвича содержит резкое отрицание философии Г. Гегеля, который, по его мнению, выделяет из диалектической триады (тезис—антитезис—синтез) лишь последний элемент, что равнозначно «смертному приговору диалектике». Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть «непримиримой», полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. Природа исключается им из поля действия законов диалектики. С этой позиции он подверг критике все предшествующие концепции диалектики соц., в т. ч. Марксову (правда, считая последнюю наиболее приемлемой). «Диалектический гиперэмпиризм», по Гурвичу, — это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригодным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектического метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки которого беспрерывно обновляются. Влияние Гурвича сказалось на таких вариантах социологии диалектической, как концепция антагонизма социального и индивидуального, выдвинутая Ж.-П. Сартром в работе «Критика диалектического разума», и генетический структурализм Л. Гольдмана.

Тенденции к «диалектизации» американской социологии, в которой наиболее сильной была традиция функционализма структурного, связаны с американским периодом деятельности Франкфуртской школы и ее влиянием на молодых социологов США. В отличие от функционалистов, сторонники американской социологии диалектической не считают структуру социума («повседневной реальности») неизменной. Допускается возможность «проблемных ситуаций», неразрешимых в рамках старых структур. Социальные изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению «социальному порядку». В категориальный аппарат вводятся этически окрашенные категории гуманизма, ответственности, свободы выбора и т. д. В отличие от «критической теории» Франкфуртской школы представители американской социологии диалектической (Р. Аппельбом, Д. Уоллс и др.) делают упор не на эмансипаторской функции социологии, а на разработке «альтернативной методологии», опирающейся на диалектику. Они изучают общество как изменяющуюся социальная реальность, которую следует брать в целостности и противоречивости образующих ее социальных отношений. При этом главное внимание уделяется анализу процессов производства и воспроизводства социальной формации.

Еще одно направление социологии диалектической развивается в русле академической социологии, отдельные представители которой (Р. Фридрихе, Дж. Ритцер) усматривают в диалектике методологическую основу для создания «интегративной парадигмы», способной объединить противоборствующие школы и концепции. Однако диалектика при этом понимается как формальный набор принципов мышления, позволяющий синтезировать различные подходы к изучению социальной реальности. Так, например, Ритцер считает, что существующая в социологии поляризация микро- и макроконцепций, а также противопоставление субъективистских и объективистских теорий могут быть преодолены на путях использования диалектических принципов познания, которые разрабатывали К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель и Г. Гурвич.

M. С. Комаров, С. M. Митина

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 441-443.

Литература:

Очерки по истории теоретический соц-и 20 столетия. М., 1994; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2, 3. М., 1998; Култыгин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Marcuze R. Reason and Revolution. N.Y., 1941; Gurvich G. Dialectique et Sociologie. P., 1962; Horkheimer M., Adorno Th.W. Dialektik der Awiklarung. Fr./M., 1969.