Национальная политика
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений. Аналогично используемым за рубежом (где термин «Национальная политика» означает политику национальных, т. е. государственных интересов) понятиям «этническая политика» (ethnic politics) или «политика в отношении меньшинств» (minority politics). Национальная политика в её позитивном значении составляет совокупность доктринальных установок, законодательных, управленческих, социально-экономических, образовательных, культурно-просветительских и иных мер, обеспечивающих права и интересы граждан, основанные на их этнической принадлежности, а также близких им по культуре меньшинств этнических за рубежом. Все государства с многоэтническим населением стремятся регулировать эту сферу общественных отношений, т. к. от этого зависят их стабильность и целостность. Многие многоэтнические государства имеют официальные доктрины или формулы Национальной политики. (например, «единство в многообразии» в Индии, политика многокультурности в Канаде, политика аффирмативных акций в США, «из многих - один народ» в Ямайке, политика «расцвета и сближения наций» или «дружбы народов» в СССР и т. п.). Основным направлением национальной политики в демократических государствах является поддержка самоорганизации и самообеспечения культурной деятельности этнических общин, развития местного самоуправления. Национальная политика отражается в государственно-административном устройстве (федерализм, автономия, самоуправляющиеся общины, резерваты), в интересах этнических групп могут приниматься особые избирательные системы и системы представительства, устанавливаться языковые и образовательные гарантии, особые права в использовании природных ресурсов и экономической деятельности, правовой плюрализм, учитывающий традиционные нормы и культурную специфику этнических групп. В ряде современных государств национальная политика носит недемократический характер и направлена на насильственную ассимиляцию культурно отличающихся групп. Это выражается в отказе от официального признания этнических меньшинств, в социальной дискриминации, сегрегации и апартеиде, запретах на использование родного языка и других культурных практик, особенно в сфере религии. Негативные последствия носит и Национальная политика патерналистского типа, лишающая этнические общины источников и механизмов саморазвития, а их представителей - социальной мобильности и возможностей интеграции в основное общество (например, индейские резервации в США, интернатская система обучения аборигенных народов в арктических странах). В СССР, Китае, Югославии и др. Национальная политика носила противоречивый характер: наряду с репрессиями в отношении многих этнических меньшинств и унитарным правлением существовала территориальная автономия разного уровня, стимулировалось развитие культуры, языка, образования «социалистических наций», предпринимались особые меры поддержки малочисленных народов Севера. В Российской Федерации Национальная политика столкнулась с острыми проблемами переходного периода и последствиями распада СССР, ростом национализма, открытыми конфликтами этническими. Демократический характер российской Национальной политики отражается в Конституции страны, Федеративном договоре 1992, законодательных актах, в т. ч. в принятом в 1996 законе о национально-культурной автономии. В 1996 принята государственная концепция Национальной политики в Российской Федерации. Создано федеральное Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, специальные комитеты в обеих палатах Федерального собрания, особые структуры в органах власти и управления субъектов федерации. Имеются государственные программы поддержки развития языков и образования малочисленных народов Севера. Действует правительственная комиссия по поддержке соотечественников за рубежом. Вместе с тем государство не смогло найти должные ресурсы и методы для того, чтобы предотвратить многие кризисы, в т. ч. кровопролитную войну в Чечне.
В. А. Тишков.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 891-892.