Неоаристотелизм
НЕОАРИСТОТЕЛИЗМ - различные философские направления, использующие идеи Аристотеля. При этом к н. не относятся разнообразные исследования работ Аристотеля, представляющие собой пеструю смесь историко-филологических и систематических штудий. Неоаристотелизм называются лишь те направления, которые, возвращаясь к идеям Аристотеля, в то же время вносят собственный систематический вклад. В первой трети 20 века англоязычная философия в некоторых областях шла по иному пути, нежели философия континентальная. Данное обстоятельство не касается н., поскольку он развивался в обеих традициях, как правило, независимым образом.
К аристотелевской онтологии обращался уже Ф. Брентано, один из основателей совр. феноменологии и предшественник Э. Гуссерля. Польский логик Ян Лукасевич обязан развитием своей многозначной логики интенсивным исследованиям трудов Аристотеля. А.Н. Уайтхед в своем выдающемся наброске космологии 20 века, хвалит мастерский анализ Аристотелем понятия «порождение». Еще в большей степени черпает импульсы из работ Аристотеля ТМ. Хайдеггер. Хайдеггеровский анализ неискаженного миропереживания, представленный им в «Бытии и времени» (1927), в большой части восходит к аристотелевскому анализу морально-практической способности суждения (phronesis), хотя при этом и утрачивается его внутренняя связь с этическими добродетелями. Обширная полемика М. Хайдеггера с Аристотелем находит отражение в его лекциях «Основные понятия аристотелевской философии» (летний семестр 1924), «Основные понятия античной философии» (летний семестр 1926) и «Аристотель. Метафизика. Кн. 1-3. О сущности и действительности силы» (летний семестр 1931). Однако хайдеггеровское мышление слишком независимо, чтобы относить его исключительно кв. В «Бытии и времени» место относительно самостоятельного аристотелевского анализа философского и морально-политического бытия (так же как разделения онтологии и этики) занимает возвысившийся до онтологии и фундаментальной философии анализ дофилософского бытия.
Под лозунгом «антиэссенциализма» У.В.О. Куайн отвергает восходящую к Аристотелю метафизику субстанции. В своем «Опыте дескриптивной метафизики» в книге «Индивиды» (1959) Питер Стросон подвергает анафеме субстанциальную теологию и объявляет себя готовым к «доброму старому аристотелевскому эссенциализму». При этом он удовлетворяется описанием фактической структуры нашего мышления, в котором прослеживается близость к кантовской теории опыта. Дэвид Виггинс в своей работе «Сходство и тождество» (1980) с помощью так называемых сорталов (субстантивных высказываний, говорящих о том, чем является предмет) реабилитирует аристотелевское понятие предиката субстанции. Его идея «естественных видов» как элементарного класса сорталов также отсылает нас к Аристотелю.
Еще большее значение неоаристотелизм приобретает в практической философии, причем как в философской теории действия, так и в философской этике и Политической философии, X. Перельман, Т. Фивег и У. Хеннис в своей попытке определить характерный и отличный от естественных наук метод правовых и политических наук, обращаются к традиции топики и риторики, в том числе и к Аристотелю. В работах Иоахима Риттера, бывшего ассистента Э. Кассирера, неоаристотелизм соединяется с Неогегельянством и, будучи направленным против И. Канта, обосновывает обновление практической философии («Метафизика и политика», 1969). Грозящей современному миру опасности со стороны субъективности и свободы И. Риттер противопоставляет аристотелевско-гегельянскую философию нравственности в значении институтов свободы. При «учениках» Риттера - Германе Люббе, Одо Маркварде и, в меньшей степени, Роберте Шпемане - это направление н, завоевывает едва ли не главенствующую роль примерно на двадцать лет. В рамках полемики учеников И. Риттера с Германом Крингсом и его учениками (О. Хеффе и A.M. Пипер), а также с дискурсивной теорией К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса - Аристотель и Г.В.Ф. Гегель становятся противовесом кантианским подходам.
Оксфордская школа аналитической философии языка (ordinary language philosophy) не полностью принадлежит н. в узком смысле слова. Однако аристотелевский дух оказал на нее сильное влияние в исследовании элементарных многозначностей, в теории критики языка и в дискуссии об апориях. Впрочем, стремление разрешить философию с помощью языковой терапии отличает ее от Аристотеля.
Гертруда 3 .М. Энском, ученица Г. Райла и Л. Витгенштейна, в своей основной работе «Интенция» стремится к обновлению практической философии из аристотелевского духа. При этом она противопоставляет себя современной эмпирической традиции, начинающейся с Д. Юма; кантовская философия морали и права остается ей чуждой и по сути дета неизвестной. В центре «Интенции» находится изначальное практическое знание, которое, в противоположность знанию теоретическому, не основано на наблюдениях и по аналогии с аристотелевским практическим силлогизмом может быть реконструировано на основе комбинации намерения (intention) и способов его достижения, «Логический вывод» Г.Э.М, Энском состоит не в высказывании, а в осуществлении действия.
Яростно критикуя консеквенциализм, Г.Э.М. Энском развивает инспирированную Аристотелем и Фомой Аквинским этику добродетелей. По этому же пути идет и Георг Хенрик фон Вригт, установивший различие между добродетелями, ориентированными на собственное благо, и добродетелями, направленными на благо других. Филиппа Фут противопоставляет добродетелям, ограничивающим действие определенных аффектов (смелость, благоразумие), добродетели, компенсирующие дефицит мотивации (справедливость, благотворительность). В своей работе «Естественная добродетель» (2001) она защищает морально-философский натурализм, на который, в свою очередь, оказал влияние аристотелевский аргумент ergon tou anthrdpou (дела, характерного для человека). По ее мнению, добродетели играют в жизни человека столь же важную роль, «как жала в жизни пчел».
Пожалуй, самый сильный импульс для новой этики добродетели исходит от инспирированной Аристотелем и Фомой Аквинским критики А. Макинтайра в адрес Просвещения, дарующего произвольность выбора моральной позиции. Для его преодоления нужно сохранять те традиции, которые вырабатывают необходимую историческую взаимосвязь для форм действий и жизненных форм. В то же время защищаемый А. Макинтайром релятивистский коммунитаризм противоречит универсальной по своим масштабам эвдаймонистической этике Аристотеля. Подобно О. Хеффе нерелятивистскую аристотелевскую этику добродетели, соединяющуюся с «аристотелианской социал-демократией», разрабатывает и Марта С. Нуссбаум. Философская этика О. Хеффе сильнее ориентирована на самого Аристотеля. Он возрождает не только аристотелевские методические идеи о знании-плане, но и определяемую принципом счастья и настойчиво претендующую на универсализм этику добродетели. Однако О. Хеффе рассматривает такую этику не как альтернативу И. Канту, видя в кантовской этике автономии важное дополнение и углубление этики Аристотеля. В своей политической философии О. Хеффе реабилитирует аристотелевскую кооперационистскую модель политики, однако опять-таки не как единственную, а как дополнительную по отношению к теории договора Т. Гоббса и ее развитию у И. Канта и Дж. Ролза.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 31-33.
Литература :
Макинтайр А. После добродетели. М., 2000; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1996; Хеффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994; Anscombe G.E.M. Intention. Ithaca, 1958; Hennis W. Politik und praktische Philosophie. Eine Studie zur Rekonstruktion der politischen Wissenschaft. Neuwied etc., 1963; Hoffe O. Praktische Philosophie - Das Modell des Aristoteles. Regens- burg, 1971; Hoffe O. Lebenskunst und Moral. Miinchen, 2007; Maclntyre A. After Virtue. Notre Dame, 2007 (3 ed.); Nussbaum M. Gerechtigkeit oder das gute Leben. Fr./M., 1999; Perelman Ch., Olbrecht-Tyteca L. Traite de l'argumen- tation. P., 1958 ; Riedel M. Metaphysik und Metapolitik. Studien zu Aristoteles und zur neuzeitlichen Sprache der politischen Philosophie. Fr./M., 1975; RitterJ. Metaphysik und Politik, Studien zu Aristoteles und Hegel. Fr./M., 1967; Viehweg Th. Topik und Jurisprudenz. Munchen, 1953.